При всем многообразии существующих методик, позволяющих изучить психологические особенности ребенка-дошкольника, психологи дошкольных учреждений сталкиваются с различными проблемами в процессе диагностики. Одна из проблем состоит в отсутствии на настоящий момент эргономического набора методик, которые бы позволили без излишних затрат (временных, материальных и др.) провести скрининговую диагностику психологических особенностей дошкольника и получить надежные и достоверные результаты. В реальной практике дошкольного педагога-психолога диагностика осуществляется с использованием стандартным набором методик (наиболее «удобных» и «легких» в осуществлении), которые применяются ко всем детям без учета их индивидуального развития. Мы предполагаем, что эффективная диагностическая процедура невозможна без предварительного сбора психологического анамнеза на этапе скрининговой диагностики, на основе которого и должна строиться диагностическая гипотеза и осуществляться подбор методик для более углубленного индивидуального исследования ребенка.
Опыт работы с дошкольными образовательными учреждениями показывает, что педагоги-психологи достаточно редко используют в своей профессиональной деятельности многочисленный арсенал рисуночных методик. Так, наиболее востребованными являются методики «рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек» и некоторые другие. Основные положения данной статьи и проведенного ранее исследования заключаются в том, чтобы предложить и обосновать необходимость использования, с одной стороны, диагностический потенциал рисуночных методик на этапе скрининговой диагностики, а с другой стороны, – при анализе рисунков использовать интегративный подход, включающий критерии анализа рисунка разных авторов (Ф. Гудинаф, Д. Харрис, А.Л. Венгер, К. Маховер и др.)
Рассмотрим данные положения на примере методики «Образ мира» [3]. Целью проведения методики является определение в общих чертах психического развития дошкольника.
Анализируемые показатели:
Общий уровень психической активности, тонус, мотивация выполнения задания взрослого (умение выполнять непривлекательное задание).Произвольность – умение сдерживать эмоции, контроль выполнения деятельности, критичность к своей деятельности и поведению.Сформированность мелкой моторики.Общие черты интеллектуального развития.Психические свойства личности, затрудняющие социальные контакты (агрессивность, конфликтность, негативизм, асоциальность).Особенности эмоциональной сферы ребенка.
Содержание процедуры методики [1]:
- наблюдение за рисуночной деятельностью;анализ собственно рисунка (качественный и количественный);пострисуночная беседа.
Инструкция: «Нарисуй картину мира, мира, в котором ты живешь».
Интерпретация рисунка: Предлагаемый нами вариант методики «Образ мира» не предполагает определение типа картины мира (планетарная, пейзажная, непосредственное окружение, опосредованная и абстрактная), поскольку результаты исследования показывают, что в 85,7% случаев дошкольникам присуща пейзажная картина мира
Это явление вполне объяснимо психологическими характеристиками данного возраста (низкий уровень обобщения и абстракции, доминирующее наглядно-образное мышление, отсутствие структурированных знаний, синкретизм восприятия и т.д.).
Графические характеристики рисунка:
Цвет – эмоциональная составляющая образа;Форма – отражает когнитивную составляющую образа;Композиция – свойства структуры образа, сформированность образа;Предметность – отражает смысловую составляющую образа, т.е. значимость.Плотность заполнения листа – мотивационный компонент образа (незаинтересованность красотой рисунка, быстрое выполнение рисунка, малое количество деталей)
Критерии анализа рисунка:
Общий уровень психической активности, тонус, мотивация – темп, ритм деятельности;Произвольность – умение сдерживать свои импульсы, контроль за выполнением деятельности, критичность к своей деятельности и поведению.Сформированность мелкой моторики – сильный нажим карандаша (белеют пальцы, рука скована, рисование осуществляется всей рукой от плеча).Общие черты интеллектуального развития.Психические качества личности, затрудняющие социальные контакты.
Теперь остановимся несколько подробнее на процедуре интерпретации полученных рисунков:
Во-первых, следует обратить внимание на то, что конкретно рисует ребенок. Если ребенок рисует человека, то интерпретация должна опираться на методику Ф. Гудинаф, Д. Харриса в изложении С.С.Степанова [4]. Если в рисунке присутствует изображение дерева, дома (а это часто встречается в детских рисунках), то можно использовать схему выявления симптомокомплексов по методике «дом. Дерево. Человек» [5].
Во-вторых, показатели личностного развития могут свидетельствовать еще и об уровне коммуникативного развития (особенно, если это будет подкреплено пострисуночной беседой с ребенком), поскольку в литературе описаны критерии оценки уровня сформированности коммуникативной деятельности дошкольников на основе проявления их личностных качеств в сфере коммуникативного взаимодействия [2]. Нами были выделены несколько личностных качеств, на основе которых можно сделать вывод относительно уровня сформированности коммуникативной деятельности, которая лежит в основе коммуникативной готовности к обучению в школе: агрессивность, конфликтность, негативизм, асоциальность, замкнутость. Боле того, в спектр анализируемых качеств мы включили некоторые особенности дошкольников, выраженные в трудностях в межличностных отношениях и в нежелании общаться (А.Л. Венгер, К. Тейлор, Д.Я. Райгородский, Л.М. Костина, Р.Римская, С. Римский, Дж. Дилео, К. Маховер).
Было выявлено, что чаще всего личностные черты, затрудняющие формирование уровня сформированности коммуникативной деятельности, проявляются в комплексе. Наличие нескольких неблагоприятных личностных черт у одного ребенка позволяет говорить о наличие симптомокомплекса.
В-третьих, об уровне сформированности коммуникативных умений можно судить по тому, как дети рисуют совместно. Можно организовать совместное рисование детей согласно описанной В. Богомоловым методики, которую мы назвали «Варежка» [5].
В-четвертых, цветовое решение рисунка можно интерпретировать по методике М. Люшера.
В-пятых, композиция рисунка, содержание, тематика в целом позволит судить о, с одной стороны, о сформированности образа мира, с другой, может выявить некоторые особенности жизнедеятельности ребенка в семье. Так, например, в нашем исследовании дошкольников г. Ростова-на-Дону с помощью методики «Образ мира» был один показательный рисунок: девочка (6 лет 5 месяцев) в центре рисунка нарисовала церковь. На других рисунках так же присутствовала религиозная тематика (большие кресты, купола и т.д.). Девочка пояснила в беседе, что это «божий дом, куда мы с родителями часто ходим». В ходе частной беседы с воспитателем было выяснено, что в данной семье родители придерживаются «нетрадиционных религиозных взглядов», и есть подозрение о принадлежности данной семьи к секстанским организациям.
Таким образом, значимость рисуночных методик в диагностике детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. Внимание современных психологов к детским рисункам так же нельзя назвать недостаточным. Тем не менее, мы попытались показать, что с помощью рисунков можно составить обобщенный психологический портрет дошкольника, который позволяет сделать предварительные выводы, относительно психологических особенностей ребенка-дошкольника на этапе скрининговой диагностики. Безусловно, невозможно строить умозаключения относительно уровня психического развития дошкольника, личностных особенностях и др. только на основе рисуночных методик. Вместе с тем, они могут оказать незаменимую помощь в прогнозировании дальнейшего развития ребенка и планирование деятельности психолога дошкольного учреждения.
Подводя итог вышесказанному, следует особо подчеркнуть, применяя рисуночную методику, процедура обработки и интерпретации которой описана, необходимо использовать дополнительно все доступные средства анализа и все интерпретационные схемы. Это позволит получить не только комплексные, системные знания о ребенке, но и приблизиться к объективности диагностирования, т.к. известно, что одни и те же элементы рисунка разными авторами могут трактоваться по-разному.
Литература
Граматкина И. Возможности рисуночной диагностики// Школьный психолог, № 23, 2006.Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Сам. гос. пед. ун-т Самара, 2004.Романова Е.С, Потемкина О. Графические методы в психологической диагностике. Издательство «Дидакт», 1991.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: ТЦ Сфера, 2007.Тестирование детей/ Автор-составитель В. Богомолов. Серия «психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 352 с.
Татьяна Васильевна Павлова
Источник: