Уж сколько раз психологи слышали от обывателей про развитие по спирали. От конфликтов между подростками до цивилизаций. Однако описывается порог восприятия или рост от неприязни до войны простой последовательностью чисел, в которой каждое следующее число получается сложением двух предыдущих. Эта последовательность называется числами Фибоначчи и выглядит так:
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987…
Это числа которое образуется сложением с предыдущим числом, то есть число 1 потом 1 плюс 2 равно 3, потом 3 плюс 2 равно 5, 8 плюс 5 равно 13, 13 плюс 8 равно 21 и так далее или в виде формулы:
1+2=3, 3+2=5, 5+3=8, 8+5=13
Если нанести последовательно эти числа на листок бумаги и согнуть бумагу по ним, то получится спираль.
Как раз та спираль о которой и говорят в кабинетах психолога типа "мы вышли на новый уровень" или "всё снова, только намного хуже".
Дело в том, что восприятие человека устроено таким образом что для того чтобы заметить разницу следующий стимул должен быть сильнее предыдущего на разность чисел Фибоначчи. Такой закон заложен в саму структуру нервной системы. Грубо говоря, чтобы нейрон передал информацию он должен почувствовать существенную разницу. И если в него вцепилось двести нейромедиаторов, то он не передаст возбуждение пока в него не вцепится ещё сто пятьдесят чтобы передать дальше сигнал уже о трёхсот пятидесяти (я округлил цифры).
Примеры такой нарастающей зависимости видны сплошь и рядом. Когда мы лежим ночью в кровати и всё вокруг утихло, лёгкий звук капающей воды из крана стучит прямо по мозгам. Но если мы стоим возле водопада вряд ли мы заметим изменение громкости звука если мимо нас пролетело дополнительно несколько тонн воды. Или вряд ли человек различит выстрел возле работающего двигателя реактивного самолёта. Тёмной ночью огонёк сигаретки можно увидеть за километр, а днём мы прибавляем на полную мощность экран смартфона но по-прежнему остаёмся недовольными яркостью экрана.
Именно поэтому для того чтобы человек нас услышал в перепалке каждый последующий выпад должен быть равен сумме двух предыдущих. Иногда так и говорят: "я ему слово, а он мне два" — это как раз начало ряда Фибоначчи.
С другой стороны эти же числа лежат в основе "Золотого сечения". Они поэтому и описывают гармонию потому что привязаны к внутренней структуре восприятия. Красота несимметрична и распределяется по спирали в соответствии с последовательностью чисел Фибоначчи.
Иван Сидоров
Источник: