Современный мир характеризуется достаточно интенсивными коммуникациями, он пресыщен информацией, которая обновляется ежедневно. Значительный пласт этой информации транслируется через СМИ и отличается негативным эмоциональным фоном. Социально-экономическая ситуация в России в настоящее время отличается нестабильностью, периодически происходит сокращение штатов на предприятиях, в учреждениях, наблюдается снижение доходов и закредитованность населения, что негативно отражается на эмоциональной сфере большинства людей. Страх потерять работу, страх неспособности оплачивать расходы семьи, постоянное тревожное ожидание событий негативного плана в сфере экономики и политики – все это является препятствием для возможности человека испытывать ежедневное удовольствие от самого процесса жизни. Вышеописанные условия социализации человека в процессе его становления как личности блокируют возможность формирования такого свойства личности как способность к гедонизму.
Феномен гедонизма рассматривался философами еще с Античного времени (Аристипп, Эпикур) и вызывал всегда много дискуссий. С развитием психологии гедонизм стал одной из ключевых проблем, которая активно изучалась в рамках психоанализа, когнитивно-бихевиорального и экзистенциально-гуманистического направлений. Существуют разные определения гедонизма в психологии. Одни ученые придают гедонизму отрицательную окраску, отождествляя его с примитивным сиюминутным получением физических удовольствий от жизни в ущерб личностному развитию, другие – определяют способность к гедонизму как возможность получать удовольствие от жизни в долгосрочной перспективе и считают его неотъемлемой составляющей гармоничной личности.
М.Онфре, французский философ и писатель, определяет гедонизм как искусство построить для себя такое удовольствие, которое не будет причинять неудовольствие другим. Будучи сторонником гедонизма, он считает данное качество личности созидательным (Онфре, 2017).
Р.Х. Аль-Хуссаини отмечает, что нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса, – процесса снижения духовности под натиском массовой культуры и идеологии потребления, замещения нравственных ценностей ценностями материальными (Аль-Хуссаини, 2012). Однако автор отмечает при этом, что умеренный гедонизм является нормативным проявлением.
Американский психолог, когнитивный психотерапевт, создатель теории рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии А.Эллис выделяет способность к отсроченному гедонизму в качестве одного из критериев психического и социального здоровья (Эллис, 2002). По его мнению, адаптивные люди «обычно стремятся и к наслаждениям настоящего момента, и к тем радостям жизни, что обещает будущее; они редко закрывают глаза на будущие потери ради сиюминутных приобретений. Они гедонистичны, то есть стремятся к счастью и избегают боли, но допускают, что им еще предстоит пожить какое-то время и что поэтому надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне и не позволять минутным удовольствиям овладеть собой» [7, С.39].
Сиджвик Г. ввел понятие «психологического гедонизма», подразумевая под ним стремление любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости.
Любой человек стремится к максимизации удовольствия и минимизации страданий, исключение из этого правила составляют лишь люди с некоторыми психопатологиями (например, человек с психологическим мазохизмом или выраженной аутоагрессией). Стремление получать удовольствие от удовлетворения ведущих потребностей заложено в нас природой (З.Фрейд). Удовлетворение потребностей является движущей силой для большинства достижений человека, а каких именно потребностей – это определяется уровнем развития личности, его психотипом (А.Маслоу). Анализ критических статей, посвященных феномену гедонизма, показал, что в основном авторы сводят его к стремлению человека удовлетворять сиюминутные биологические потребности, и большинство исследователей отождествляют гедонизм с «психологией потребления», однако возможности получения удовольствия от жизни гораздо шире и не всегда связанны только с физиологическими потребностями и потреблением. С другой стороны, на мой взгляд, в ситуации с яростными противниками гедонизма имеет место быть отрицание или подавление собственных желаний получать удовольствие, как бы запрет на эти желания. Является ли это нормативным проявлением? С точки зрения классического психоанализа, это может стать причиной невротизации.
Следует также отметить острый вопрос взаимосвязи гедонизма и нравственности, который освещается в негативном контексте многими исследователями. Содержание современных работ по проблеме гедонизма акцентирует внимание на невозможности совмещения этих двух тенденций в воспитании подрастающего поколения. Если попытаться проанализировать, как именно воспитание в человеке такого качества как умение получать удовольствие от жизни, может помешать развивать в ребенке нравственность, то можно прийти к неожиданному выводу, что данные направления можно осуществлять в воспитании параллельно, и приобретенные в результате этого воспитательного процесса качества не будут взаимоисключающими. Важным условием при этом является понимание ребенком еще с дошкольного возраста, где «мое удовольствие от жизни» может помешать другому человеку, осознание чужих границ, чужого права на такое же «удовольствие от жизни».
Способность к гедонизму в случае умеренного ее использования продлевает человеку продолжительность жизни и является естественной профилактикой психических и соматических расстройств. При получении человеком удовольствия (и даже при воспоминании о пережитом удовольствии) усиливается синтез нейромедиаторов и гормонов (эндорфины, дофамин, серотонин, окситоцин), которые благоприятно влияют на обменные процессы в организме, функции систем органов, иммунитет, психическое состояние, и даже уменьшают болевые ощущения. В процессе получения эмоций, связанных с удовольствием, наблюдается положительная динамика в функциональном состоянии нейронов, повышая их адаптационные возможности (Мурик, 2006).
Если исходить из понимания гедонизма как конструктивной тенденции стремиться к удовольствию, то возникает вопрос – может ли способность к гедонизму снижаться, если удовольствия слишком много и большинство потребностей человека удовлетворяются, и он не успевает ощутить состояние фрустрации? Естественно, что только дозированное получение удовольствия с периодической его отсрочкой является наиболее эффективным.
Способность получать удовольствие от жизни формируется, прежде всего, в семье. Ребенок в процессе социализации усваивает паттерны эмоциональных реакций и поведения от родителей. В семье пессимистов, находящихся в постоянном ожидании неудач, или «хронических трудоголиков», которые не любят свою работу и обсуждают это при ребенке, маловероятно формирование позитивного мышления. А ведь именно оно способствует научению получать удовольствие от жизни.
Анализ теоретических представлений о природе гедонизма показал, что крайние его проявления могут быть разрушительными как для самого индивида, так и для общества в целом. Однако умеренный гедонизм может быть жизненным ресурсом для человека, улучшая качество его жизни. Далее остановимся на анализе условий использования способности к гедонизму в качестве жизненного ресурса.
Во-первых, важно с детства обучать ребенка получать удовольствие от простых жизненных явлений и процессов на собственном примере и делать это вместе с ним. Путем идентификации с родителями он постепенно освоит эту способность. Например, релаксация путем созерцания красоты природы, использование массажа для снятия напряжения или совместное приготовление вкусного и полезного продукта, чайная церемония и т.д. В последующем человек сможет использовать эти способы в качестве психологического механизма защиты в виде временного отвлечения от негативных событий или в качестве ресурсного состояния.
Во-вторых, необходимо формировать позитивное мышление, которое является благоприятной почвой для развития способности к гедонизму. Для этих целей, например, оптимально подходит техника рефрейминга, при которой в каждом негативном событии или человеке важно найти положительные стороны и переформулировать их в другом контексте (например, «моя жена не жадная, а бережливая», «эта трагедия сделала меня сильнее», «не друг бросил, а жизнь избавила меня от нечестного человека» и т.д.).
В-третьих, важно периодически избавляться от иррациональных убеждений, которые отличаются нелогичностью, недостоверностью, отсутствием пользы и формулируются в «концепции долженствования» («я должен…», «мне должны…», «жизнь должна быть…»). Когда человек сам, окружающие его люди или жизнь не соответствуют его ожиданиям, то высок риск возникновения деструктивных эмоций и поведения. Для этих целей успешно используется рационально-эмоциональная поведенческая терапия (Эллис, 2002; Василькова, 2016, 2019).
Четвертое условие – необходимо периодически составлять список тех стимулов, которые доставляют человеку удовольствие, и использовать их в качестве поощрения за формирование у себя конструктивного поведения и/или в качестве компенсации неудовольствия при длительной фрустрации вследствие влияния негативных неизменяемых обстоятельств.
Пятое условие – важно постоянно следить за балансом чувств, чтобы неприятные эмоции не преобладали над положительными. Если человек может изменить неблагоприятное обстоятельство, то лучше его менять, а не адаптироваться каждый раз под него. Если какие-то люди вызывают постоянно неприятные чувства, важно минимизировать контакты с ними, если работа перестает быть любимой и вызывает только негативные ассоциации и психосоматические расстройства – ее нужно менять. Перемены, безусловно, должны быть осмысленными, созидательными. Эти перемены являются профилактикой эмоционального выгорания, депрессии, апатии, синдрома выученной беспомощности и ряда других эмоциональных дисфункций и невротических состояний. К сожалению, нас с детства чаще учат не преобразовывать собственную жизнь, а терпеть ее обстоятельства. Невозможно получать удовольствие от процесса жизни, пребывая в условиях, которые постоянно вызывают негативные эмоции. Если мы можем изменить ситуацию – лучше ее поменять, если нет такой возможности – тогда меняем восприятие ситуации.
Шестое условие – истинный гедонизм невозможен без фрустрации. Только на фоне пережитого неудовольствия и дефицита мы способны испытывать удовольствие. Тяжелые утраты, хронический стресс, переживание любого негативного опыта – благодаря им человек обретает способность к гедонизму, иначе он обесценивается.
Седьмое условие – дозированное получение удовольствия с периодической его отсрочкой является наиболее эффективным.
Восьмое условие – важна ориентация не только на результат, но и на процесс в любой деятельности. Отсутствие удовольствия от самого процесса может обесценить полученный результат. В связи с этим важно соблюдать баланс между ними. Это имеет отношение к ряду ситуаций, в которых сам процесс может быть разрушителен для человека, а до ожидаемого результата он может прийти со значительными потерями.
Девятое условие – соблюдение принципа «не мешай другим в своем гедонизме». Важно понимание, где «мое удовольствие от жизни» может помешать другому человеку, осознание и уважение чужих границ, чужого права на такое же «удовольствие от жизни».
При соблюдении вышеуказанных условий способность к гедонизму будет являться эффективным жизненным ресурсом, и помогать человеку совладать с различными стрессорами окружающей среды, сохраняя при этом внутреннюю гармонию.
Список литературы
Аль-Хуссаини, Р.Х. Гедонистические начала личности / Р.Х. Аль-Хуссаини // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. с. 34–37Василькова, Ж.Г. Психологическая коррекция невротической депрессии посредством рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Логинова И.О., Волкова О.В., Андреева Ю.В., Моцкене А., Жукаускене М., Попенко Н.В., Кононенко И.О., Вишнякова Н.Н., Зорина Е.В., Василькова Ж.Г., Чупина В.Б., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И., Лисняк М.А., Горбач Н.А.// Традиции и перспективы исследований в сфере психокоррекции и психопрофилактики функциональных и эмоциональных состояний Коллективная монография.- Саратов, Амирит. 2016. 352 с.Василькова, Ж.Г. Активизация когнитивных ресурсов преодоления стресса посредством рационально-эмоциональной поведенческой терапии (на примере работы с дисфункциональным перфекционизмом) / Ж.Г. Василькова, Г.Г. Дулинец, Е.А. Скрипченко // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. Мурик, С.Э. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций / С.Э. Мурик. – Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2006. 375 с.Неганов, В.В. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма / В.В. Неганов, Н.В. Стрелкова, К.С. Щёлоков // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №2. С. 35-38Онфре, М. Космос: Материалистическая онтология / М.Онфре. Пер. с франц. Боченков В.В. – М.: Кучково поле, 2017. 464 с.Эллис, А., Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии / А.Эллис, У.Драйден. – 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. 352 с.
Василькова Жанна Геннадьевна
Источник: www.b17.ru