«Познай самого себя». Античное граффити.
С древнейших времен необходимым условием познания окружающего мира было стремление человека к самопознанию. Благодаря этому и стал возможным прогресс цивилизации.
Современному человеку, который стремится к саморазвитию и самореализации доступен широкий спектр источников и способов получения необходимых знаний. В зависимости от цели и поставленных задач, источниками знаний могут быть наука, религия, искусство и т.д.
Причем количество доступной информации увеличивается лавинообразно. В связи с этим возникает вопрос, как найти золотую середину между стремлением овладеть большим количеством доступных знаний и физическими возможностями мозга, внимания, памяти?
В качестве возможных решений чаще всего предлагается использовать резервные возможности мозга, различные системы развития памяти, внимания, быстрого чтения и т.п. Безусловно, у такого «механического» подхода имеются определенные плюсы. Но, важно учитывать тот факт, что стремление «объять необъятное» в любом случае ограничено ресурсами психики, которая не в состоянии «переварить» всё возрастающий поток информации.
Более того, основная проблема, которая очень остро стоит в современном информационном мире, заключается не столько в доступности информации (количество которой в избытке) и в способности человека ее воспринимать, сколько в качестве самой информации и способности человека ее использовать, превращать в знание.
Человек образованный и человек знающий — не одно и то же. Знание дает человеку возможности совершенствования и развития, только если это истинное знание, а не просто понимание частных законов функционирования чего-либо. Более важно познать фундаментальные принципы самого процесса познания. И именно это знание дарует мудрость.
«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Гельвеций
Поэтому, помимо развития отдельных навыков и компетенций, более важно и перспективно развивать универсальные (базовые) компетенции, в основе которых находятся метакогнитивные навыки, а также личностный потенциал (личностные ресурсы) человека.
Метакогнитивные навыки — это искусство управлять собственным мышлением, которое определяет эффективность решения практически любой задачи.
С позиции современной психологии, метакогниции не являются узкоспециальным навыком, а лежат в основе любой умственной деятельности. Поэтому современное образование должно базироваться не столько на освоении отдельных фактов и предметов, а прежде всего, на наблюдении за процессом своего мышления. А уже потом подбирать методы и технологии, которые необходимы для решения той или иной задачи.
Именно упор на метакогнитивные навыки может существенно повысить качество не только академического образования, но и самообразования, саморазвития и самореализации.
Если люди обладают одинаковыми способностями и прилагают равное количество усилий, побеждает обычно тот, кто мыслит стратегически. Именно через способность управлять своим мышлением проходит граница между теми, у кого есть потенциал, и теми, кто его реализует.
Семенов Дмитрий Станиславович
Источник: