Достаточно часто приходят на консультации клиенты, переживающие свою "ничтожность" при сравнении себя с другими. И я слышу фразы: "У них хорошо получается, а у меня нет, не так красиво и аккуратно", "Так расстраиваюсь, что ребенок плохо учится, ведь у его друга одни пятерки и четверки", "Да куда мне до них", "У меня не получается так же хорошо выглядеть, как…" и т.д. и т.п.
И человек в этот момент ощущает себя ни к чему не способным, не достойным (кого-то и почему-то, иногда даже не может описать чего, собственно, не достоин), даже ничтожеством. НО… СТОП. Стоит только "убрать" феномен сравнения и все преображается, предстает в совершенно ином качестве, акцент смещается с кого-то на себя, на собственную жизнь, индивидуальную уникальность и ценность.
"Убрать" постоянно "включающееся " сравнение не так-то просто и, конечно, не сразу, ведь с раннего детства ребенка начинают сравнивать (в большинстве случаев) с умным соседским мальчиком, который уже может читать и писать, красивой девочкой из детского сада, которая никогда не пачкается, добрым малышом, который не жадничает и всем раздает свои игрушки, спокойным братом или "идеальной" сестрой. С ранних лет ребенок видит некие эталоны и образцы того, как должно быть, как "правильно" (зачастую весьма надуманно), а если не соответствует им, то встречается с недовольством, а иногда агрессией со стороны взрослых. Механизм сравнения включается автоматически в более старшем возрасте.
И что же делать? Один из вариантов — осознавать. Останавливаться, делать паузу как только начинается сравнение. В этой паузе сместить фокус с "а у других…" на "а у меня-то!" (на консультации можно использовать как технику, предлагая клиенту менять фразу "а у него/нее " на "а у меня"). Ценно то, что именно у вас. Рассмотреть внимательно то, что хотелось только что сравнивать (личное качество, продукт творческой деятельности…), возможно откроются новые горизонты. Постепенно механизм сравнения ослабевает, а ценность себя, самоуважение и самопринятие обретают новую силу.
Надежда Струнникова
Источник: