Воспитывать ребенка осознанно — значит понимать цель воспитания. В каждой сложной ситуации взвешивать — как поступить, что будет полезным для ребенка.
Так что может быть целью воспитания? Что будет считаться успехом в этом деле?
Наверно, однозначно правильных ответов нет. Но все-таки интересно поразмышлять над этими вопросами.
В статье представлена лишь точка зрения, одна из многих, не претендующая на полный охват этой обширной темы.
"Каким хочется воспитать ребенка? Что хочется в него вложить?"
Даже когда процесс воспитания не обдумывается, он все равно происходит. Непрерывно, день за днем. В ребенка закладываются программы, отлаженные механизмы поведения, которые применяются родителями и другими воспитателями. Они впитываются, закрепляются в сознании ребенка. А если воспитывать целенаправленно?
Если куда-нибудь идти — куда-нибудь придешь.
Стоит ли идти в направлении счастья? Счастье — как цель воспитания ребенка.
Безмятежно счастливыми бывают и психически нездоровые люди, и наркоманы, например. В жизни всякое случается — смерти близких, проблемы, которорые люди не в состоянии контролировать. Невозможно на все реагировать счастьем.
Т.е. о счастье для ребенка можно мечтать, молиться, но иметь как цель в воспитании не очень убедительно.
Если поставить целью воспитать успешного человека?
Вкрадываются противоречия — успеха ведь добиваются разной ценой. Цель относительная и часто противоречащая многим нравственным добродетелям.Вдруг ребенку в какой-то момент надоест добиваться этого успеха? Он опустит руки и прогнется под обстоятельствами, так и не оправдав многочисленных ожиданий?..
Может стоить попробовать воспитать человека, который хорошо адаптируется к условиям жизни? Он будет гибким, хорошо приспособленным, готовым ко многим ударам и переменам. Вроде неплохая такая цель — но как ее реализовать? Дети, порой, и так обучаются быстрее родителей. Как подготовить ребенка к жизненным реалиям, которые самим сложно вообразить?
Возможно, главной целью воспитания ребенка является свобода?
Свобода в смысле "выбираю кем и каким быть, а главное имею возможность выбирать". Вот большой спектр возможностей — это к родителям. Какой толк от свободы без возможностей?
Если приглядеться, то хорошее воспитание — это и есть непрерывное создание возможностей. Увеличение свободы и преодоление несвободы. Дети в идеале проживают с родителями опыт безопасной зависимости. Потом в определенное время освобождают от этой зависимости. Чувство прочного тыла дают любовь, внимание, забота, принятие. С хорошим тылом можно направиться влюбую сторону.
Не развивать способности ребенка — несвобода, ограничение возможностей. Если ребенку навязывают, манипулируют и насильственно заставляют заниматься чем-либо — это опять же несвобода. Повреждается мотивация, ребенок это отвергает.
Хорошее образование — расширение возможностей. Поддерживающее образование оставляет пути открытыми. Ребенок выбирает, чем заниматься, хочет — меняет сферу деятельности, это его опыт. Секция по интересу или школа с высоким качеством образования идут на пользу.
Конечно, забота о здоровье и безопасности — это увеличение свободы. У физически здорового человека больший выбор сфер деятельности.
Насилие в семье — несвобода. Ребенку может понадобиться много времени и ресурсов, чтобы преодолевать последствия.
Принятие, откровенность, высказывание и обсуждение чувств — свобода. Игнорирование — несвобода. Это может повлиять на его социализацию — успешность во взаимодействии с другими людьми. Умение общаться, быть интересным и открытым, опыт отстаивать свою точку зрения и формулировать мысли. Все это увеличивает шансы приобрести большее количество друзей, выстроить крепкие отношения.
Рациональная строгость — тоже проявление заботы. Гулять поздно ночью ребенку — небезопасно. Есть чипсы — вредно. Отдаленные последствия, например, как лечение гастрита в отделении гастроэнтерологии будут несвободой. Это время можно будет провести более свободно, творчески, насыщенно.
Баланс найти сложно, но реально. Понимать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Что хорошо в одном возрасте, то становится ненужным ограничением в другом. Разумные ограничения вызывают протест со стороны ребенка, но они бывают необходимы. Стоит передавать ответсвенность, чтобы привить самостоятельность.
Цель воспитать свободного человека с большим набором возможностей сложная, но стоящая этих усилий.
Маликова Лилия Маннуровна
Источник: