Интересная штука — память человеческая. Как известно, память избирательна.
Вы замечали, как одно и то же событие — например, прогул всем классом алгебры или выпускной вечер — даже близкие друзья вспоминают совсем-совсем по разному? Причем, каждый уверен, что все точно помнит именно он? Почему?
Воспоминания — это не только (и не столько) цепочка событий в прошлом, сколько эмоционально окрашенный событийный комплекс.
Каждый запоминает свое, то, что важно только ему.
И правда — бывает, что согревают душу очень простые события в прошлом — бабушкины оладьи. Подаренный в первый раз букет роз. Елка. Прогулка под дождем — под одним зонтом…
Такие воспоминания -"мелочи" или значительные, важные события — могут быть тем самым, что мы называем "ресурсы". Это — наши "крылья", это "защита". То, что поможет творить или "держать удар".
Но бывает так, что память полна тяжелых воспоминаний. Говорить о том, что такие воспоминания угнетают человека — излишне, это очевидно. Какой уж тут "полет"…Исключительно "круговая оборона" .
Для терапевта, особенно при работе с травматическим опытом, такой багаж тяжелых воспоминаний может быть серьезным препятствием в работе. Прежде, чем приступить к работе с кризисными, стрессовыми или травматическими переживаниями обязательно нужно стабилизировать эмоциональное состояние клиента.
Для стабилизации эмоционального состояния можно применить технику "Фонарики".
Первая задача — выбрать временной период из прошлого — год, несколько месяцев, неделя, несколько дней. Длительность периода для коррекции определяется проблемой, над которой мы работаем: если это развод или послеразводный период — тогда год, стрессовая ситуация — дни или недели и т.д. При работе над изменением жизненного сценария периодом может быть вся жизнь.
Далее — предлагается инструкция для клиента.
Вспомните события, которые произошли с Вами за последний год….Среди них есть разные — хорошие и не приятные. Вот самое давнее событие — из тех, что вызывает неприятные эмоции. Оно запечатлелось в памяти как некая сцена или картина.
Посмотрите на участников этой сцены. Что они делают? Стоят или сидят, разговаривают или молчат?
Определите, пожалуйста, какого из качеств не хватило в этой ситуации участникам?
Обычно называют следующее: терпение, понимание, любовь, сочувствие, сила, нежность, мудрость и т. д.
Обращаю Ваше внимание — мы не должны обсуждать и даже озвучивать саму ситуацию — мы работаем только с эмоциональной окраской ситуации.
Задаем вопрос: какого цвета для Вас доверие? Как Вам кажется, как Вы это видите?
Клиент называет цвет качества или эмоции, например, доверие — "синий".
Предлагаем взять в руки фонарик, который светит синим светом, и направить его на того из участников события, кому не хватило доверия. Пусть вся фигура наполниться этим синим светом.
Затем предлагаем отойти на несколько шагов и посмотреть на сцену с некоторого расстояния. Как эта сцена смотрится теперь? Подошел ли выбранный цвет? Нужно ли добавить еще один цвет для другого участника?
Если после внесения цветовой окраски сцена (ссоры, конфликта, стрессовая ситуации) воспринимается как гармоничная цветовая картина, которая не вызывает напряжения, то световое пятно "фонарик" мы оставляем здесь, как лампочку из елочной гирлянды, и идем дальше по линии времени, до следующей сложной ситуации.
В результате у нас целая "гирлянда" из разноцветных огоньков — воспоминаний, которые теперь являются ресурсными, а не энергозатратными.
Для иллюстрации — пример диалога:
Клиент: В течение года у меня было много тяжелых переживаний, ссор, и, наконец, развод…
Психолог: Вспомните, пожалуйста, саму первую трудную ситуацию в этом году. Представьте ее как сцену, в которой принимают участие все участники конфликта.
Клиент: Да, представил. Вижу.
Психолог: Каких качеств, свойств не хватило тогда участникам действия, чтобы благополучно разрешить ситуацию?
Клиент: Возможно…терпения. Еще понимания.
Психолог: Какого цвета, на Ваш взгляд, терпение и любовь?
Клиент: Терпение — белое. Понимание…фиолетовый цвет.
Психолог: Хорошо. Представьте, что у Вас в руках фонарики белого и фиолетового цветов. Светите белым фонариком на того, кому не хватило терпения. Так…Теперь фиолетовым на того, кому не хватило понимания.
Клиент: Да…получается…Теперь есть два цветовых пятна.
Психолог: Отойдите на два шага от этой сцены. Нравиться она Вам теперь?
Клиент: Нет. Что-то не то…
Психолог: Возможно, Вы выбрали не тот цвет?
Клиент: Да. Понимание…оно не фиолетовое. Голубое.
Психолог: Измените цвет фонарика. Наполните фигуру новым цветом. Как теперь?
Клиент: Теперь я смотрю на эту сцену спокойно…с легкой грустью…Нет обиды.
Психолог: Идем дальше?
Клиент: Да.
Светлана Викторовна Говриченкова
Источник: