Теория интеграции личности как основа практической
деятельности психолога
В психологическом консультировании и психотерапии существует немало различных направлений и соответствующих им методов (рационально-эмоциональная терапия, гуманистическая, поведенческая, когнитивная, логотерапия, трансактный анализ, гештальт-терапия и др.), разработаны десятки авторских концепций личности (например, А. Адлера, Д. Бейкана, С. Мадди, А. Маслоу, Г. Мюррея, Г. Олпорта, О. Ранка, К. Роджерса, Г. Салливана, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Эриксона и др.). В связи с этим у начинающих психологов в практической работе неизбежно возникают вопросы: какие направления и теории брать за основу; какая из методик наиболее эффективна; каким образом быстро и конструктивно решать психологические проблемы, реализовывать запросы, с которыми приходят клиенты. Если с психодиагностикой затруднения возникают реже, то выбор методик психологической коррекции в современной психологии и психотерапии настолько широк, что вполне можно и растеряться. Безусловно, каждому психологу приходится в той или иной степени самостоятельно находить ответы на эти вопросы, подбирать наиболее подходящие психологические направления, техники и методики, в зависимости от полученного образования и поставленных задач.
Можно сказать, что различные зарубежные школы, подходы и методы психологической работы в самом общем виде объединяет идея (теория, концепция) личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности и единства человеческой личности, максимальной самореализации и самоактуализации личности (Карвасарский Б.Д., 2019). В российской психологии аналогом достижения психологического процесса интеграции личности и самосознания долгое время также являлась идея формирование целостной, всесторонне развитой, гармоничной, свободной личности.
В формирование интегративной психологии и психотерапии как самостоятельного направления внесли свой вклад такие зарубежные исследователи, как Р. Ассаджиоли, Ф. Бэррон, А. Маслоу, И. Петцольд, К. Роджерс, Д. Сименс, К. Уилберт и др. Интегративный подход подразумевает, что психолог (психотерапевт) в своей работе не является ортодоксом какого-то одного психотерапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов, направлений и в зависимости от различных обстоятельств, а также индивидуально-личностных особенностей клиента может применять эти знания и навыки.
Среди современных российских ученых, развивающих интегративный подход в психологии, следует назвать Ю.А. Бубеева, В.В. Козлова, М.Е. Сандомирского, А.В. Юревича и др. Так, В.В. Козлов посвятил свою научную и практическую деятельность разработке новой парадигмы – «интегративной психологии», интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых интегративных психотехнологий, новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах (Козлов В.В., 2004).
Таким образом, если в качестве основной цели работы практических психологов рассматривать помощь человеку в становлении и развитии целостной, интегрированной, самоактуализирующейся личности, в поисках путей самореализации, раскрытии смысла собственного существования, достижении аутентичного существования с самим собой и с окружающим социумом, то пути (методы, методики, техники) достижения этой цели уже могут свободно варьироваться в зависимости от того направления, которое практикует конкретный психолог.
Нужно сказать, что еще С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев писали о том, что принцип интеграции является основным для развития личности (Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., 1969). Интеграция – это понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в одно целое, а также процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне это состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно, как единая целостная структура, это слаженная и дружная работа всех подструктур личности.
Процессы дифференциации и интеграции внутриличностных структур являются неотъемлемыми составляющими роста и развития личности. Во внутриличностной сфере дифференциация предполагает принятие различных сторон собственной личности и потенциальной ее изменчивости, а интеграция – ощущение того, каким образом все части «Я» соотнесены и взаимодействуют между собой, а также того, что, несмотря на все возможные изменения, личность остается сама собой.
Развитие личности есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция – образование крупных блоков, систем или структур, синтез которых выступает как наиболее общая структура личности. Личностный рост – это путь интеграции знаний, умений, навыков, который позволяет достичь самостоятельности личности и того уровня целостности, когда она освобождена от чужих влияний, осознает, понимает смысл своего существования и сама принимает решения, касающиеся ее судьбы.
Концепция интегральности личности, первоначально сформулированная С.Л. Рубинштейном (Рубинштейн С.Л., 2000), позднее была более глубоко разработана отечественным исследователем В.С. Мерлиным в его теории интегральной индивидуальности. Ученый подчеркивал, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких отдельных блоков, различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности, так как они представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности (Мадии С.Р., 2002).
В.С. Мерлин делал акцент на самом механизме индивидуальности – способности личности к обобщению и синтезу своих качеств, свойств, образований, способностей и т.д. Индивидуальность в его интерпретации определяется не неповторимым набором свойств, качеств и черт, а способом, с помощью которого личность осуществляет их интеграцию, образует новое, индивидуальное по самому своему существу, качество целого. Понятие «интеграция» в представлении В.С. Мерлина открывает перспективу анализа ее способов, осуществляемых личностью из сходных по своей психологической сущности составляющих – психических процессов, свойств, воли, способностей и т.д.
Таким образом, структура личности по В.С. Мерлину предстает в виде многоуровневой системы взаимных интегрированных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Теоретические и эмпирические исследования позволили В.С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящую из следующих систем:
Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
— биохимические;
— общесоматические;
— свойства нервной системы (нейродинамические).
Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
— психодинамических свойств (свойств темперамента);
— психических свойств личности (мотивы, черты характера, свойства восприятия, памяти, мышления и т. п.).
Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
— социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе;
— социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.
Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, то есть взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Интегральная индивидуальность, считает он, это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека, а особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами его личности.
Понятие «интеграция личности» используется и во многих зарубежных психотерапевтических подходах, чаще всего в психосинтезе, гештальт-терапии и др. Например, Г. Олпорт считал, что ребенок изначально (с рождения) является относительно недифференцированным организмом, который реагирует на окружающую среду в большей или меньшей степени как единое целое. По мере своего развития человек становится все более дифференцированным, что происходит благодаря возрастанию количества личностных диспозиций. Но при дальнейшем развитии и накоплении опыта образуются еще более крепкие основы для интеграции всех дифференцированных частей. Иначе говоря, по мере развития происходит одновременное нарастание психологической дифференцированности и интегрированности (Олпорт Г., 1998).
Г. Олпорт называет интеграцию личности психологической зрелостью, аспектами которой являются:
— расширение границ «я»;
— надежные способы установления теплых отношений с другими людьми (терпимость, толерантность);
— устойчивая эмоциональная безопасность, самопринятие;
— склонность к реалистическому восприятию;
— навыки и умение центрироваться на проблеме;
— установившееся воплощение самости в форме проницательности и чувства юмора;
— объединяющая жизненная философия, включающая определенные ценностные ориентации, дифференцированные религиозные чувства и персонализированную совесть.
Указанные аспекты могут выполнять функцию интеграции личности, поскольку имеют отношение к общим вопросам смысла и ценности жизни, над которыми задумывается каждый человек. Именно эти характеристики зрелости позволяют организовывать личностные диспозиции, представляющие собой гораздо более конкретные, привычные установки по отношению к жизни. Поведение, характеризующее интеграцию личности, психологическую зрелость, ориентировано на достижение совершенства и не носит защитного характера (Олпорт Г., 1998).
К. Юнг вкладывал в понятие «интеграция личности» разные смыслы и рассматривал его содержание следующим образом:
1) описание психологической ситуации или состояния человека, при изучении которой подразумевалось обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющих личности, позиции «Эго» относительно «Тени» и динамики взаимодействий между функциями и установками сознания и др.;
2) часть процесса индивидуации; Юнг считал, что интеграция создает основу для индивидуации и, как следствие, может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности;
3) стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия достигают определенного равновесия или оптимального уровня конфликта и напряжения (то, что у Олпорта называется зрелостью).
К. Юнг считал, что независимое, дезинтегрированное существование разных аспектов личности может привести к диссоциации (разъединению и болезненному расщеплению) индивидуальности. Психическую интеграцию он рассматривал как существенный шаг на пути индивидуации и самоосуще- ствления, организующий полное личностное осуществление, подгоняя, подстраивая отдельные части индивидуальности друг к другу так, чтобы в итоге получить единую целостную личность. Способность интегрироваться, по его мнению, является выражением здорового и нормального «эго». Особенно важной интеграция отделившихся и вытесненных содержаний является в психотерапии неврозов (Юнг К.Г., 1996).
Представители гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерс привлекли внимание психологов к проблеме оптимального развития личности. А. Маслоу изучал проблемы самоактуализации личности и составил перечень наиболее характерных признаков самоактуализирующихся людей, в который вошли рациональное восприятие действительности, принятие себя и других, чувство независимости и способность переносить одиночество, способность к близости и участию, обостренное моральное чувство и эмпатия к людям (Маслоу А., 1998). К. Роджерс, изучая процесс психотерапии невротических расстройств и наблюдая за изменениями личности клиента, развил понятие полноценно функционирующего человека (интегрированной личности) и выделил три основных присущих ему признака (Роджерс К., 1991):
— открыт для собственного опыта;
— живет в соответствии с экзистенциальными принципами, опираясь на осознание своего непосредственного опыта;
— доверяет своему организмическому опыту как основе собственных решений и действий.
Данные теории развил в своей исследовательской деятельности Д. Симен. В основу его работы была положена концепция индивидуума как человеческой системы, выходящая из представлений об организмической интеграции. Понятие «организмическая интеграция» содержит идею организованной включенности всех основных поведенческих подсистем: биохимической, физиологической, перцептивной, когнитивной и межличностной. Оптимальное и эффективное функционирование системы требует согласованной работы всех подсистем, так чтобы можно было максимизировать поток и обработку информации. Подобное единство множества компонентов обязательно подразумевает связность и обмен информацией между подсистемами (Корсини Р., Ауэрбах А., 2006). Нарушение связи и информационного потока понимается как угроза целостности системы.
Результаты исследования Д. Симена убедительно продемонстрировали связь интеграции личности с ее эффективностью. Эффективные люди обнаруживают интегрированную организацию личности, гармоничную и связную композицию поведенческих патернов. Люди с эффективной личностью принимают и ценят себя, доверяют своим впечатлениям и суждениям. Эффективные люди находятся в ладу с собой, с социумом и природной средой, имеют хороший контакт со своим окружением. В когнитивной области их стили обработки информации способствуют интеллектуальной эффективности, максимальному использованию своих интеллектуальных ресурсов. В межличностных отношениях такие люди способны как к автономности, так и к близости, причем та или иная форма активности задействуется в зависимости от ее соответствия конкретной ситуации. Высокоэффективные люди способны проявлять эмпатию и заботу об окружающих. У них минимальна потребность выстраивать статусную иерархию, они чаще стремятся устанавливать равные «горизонтальные» отношения. Эти исследования также показывают, что вышеперечисленные характеристики сохраняют непрерывность в процессе возрастного индивидуального развития (Корсини Р., Ауэрбах А., 2006).
Подводя итог, можно предположить, что теория интеграции личности может являться базовой основой практической деятельности психологов, если в своей работе они будут ставить основной целью помощь клиенту в становлении и развитии целостной, интегрированной, гармоничной, самореализующейся и самоактуализирующейся личности. Целостность и интеграция личности может быть достигнута за счет переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего, а также полученного в ходе психоконсультирования, психокоррекции. Выявление и изучение отвергнутых, вытесненных или конфликтующих частей личности и интегрирование их; рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознание клиентом себя во всем своем многообразии, со всеми своими достоинствами и недостатками – наиболее значимые этапы психотерапевтического процесса и основные задачи психолога, работающего с различными категориями взрослых клиентов в концепции интеграции личности.
Список использованной литературы
Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов / Б.Д. Карвасарский и др. 5-е изд., доп. – Спб.: Питер, 2019.
Козлов В.В. Интегративная психология. Теория и психотехника: методическое пособие. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2004.
Мадии С.Р. Теории личности. Сравнительный анализ / пер. A. Батустина и др. – СПб.: Речь, 2002.
Маслоу А. По направлению к психологии бытия / пер с англ. – М., 1998.
Олпорт Г. Личность: психологическая интерпретация / пер с англ. – М., 1998.
Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
Роджерс К. Становление личности: взгляд психотерапевта / пер с англ. – М., 1991.
Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 1969.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2000.
Федорова Е.М. Теория интеграции личности как базовая основа практической деятельности психолога УИС // Ведомости УИС. – 2015. – № 3 (154). – С. 43-47.
Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука, 1996.
Федорова Екатерина Михайловна
Источник: