психология

Травля.

Травля детей… Есть ситуации, выскребающие душу изнутри и оставляющие жесткие рубцы. Ситуации, не оставляющие равнодушным ни одного человека, и влияющие тем или иным образом на каждого участника данной ситуации!

Психику калечат длительные ситуации беспомощности, нарушения границ, невозможности попросить о помощи или получить её. Одно дело разовый конфликт, стычка, драка между двумя равными участниками. С этим дети обычно разбираются сами. И совсем другое, когда одни и те же дети травят определенного ребенка, или когда ребенок становится изгоем в коллективе, во дворе, изгоем, с которым не сядут за парту, не будут дружить, над которым всегда смеются, или издеваются или бьют. И даже если нет прямого насилия, то речь все равно идет о травле.

Как это горько и как это страшно! Если бы вы знали, сколько взрослых, успешных, состоявшихся людей плачут у психолога горькими детскими слезами, вспоминая, как обращались с ними одноклассники. Казалось бы, все давно позади, всё закончилось, прошло…Но не забыто. Успешные люди, добившиеся многого, имеющие обширный круг общения, уважаемые в обществе…внутри глубоко раненые, и эти раны не зарастают с годами. А внутри до сих пор звучат вопросы: Почему именно со мной? Что со мной не так? Что я делал не так? Зачем так жестоко? Казалось, забудь, а не получается. Болит. Ноет. До сих пор. Высасывает силы и ресурсы.

Почему помнят, спросите Вы. Как правило, потому, что получили в моменты травли психологические травмы, их детская психика не смогла в переработать этот опыт самостоятельно без поддержки, участия взрослых. Ведь часто в случаях травли, взрослые умывают руки, предлагая детям разбираться самим.

Травма – это состояние (наличие симптомов), обусловленное стрессовым событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта, и которое могло бы явно причинить страдание почти любому человеку. Это может как физическая травма, угрожающей жизни или вызывающая ощущение отсутствия безопасности, так и психическая, или психологическая травма, либо их сочетание.Травма – это невыносимое, непереносимое событие катастрофического характера, с которым психика человека не справляется с помощью обычных психических механизмов. В случае психологической травмы, человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде, но меняется тем или иным образом (например, старается избегать больших компаний, перестает ездить в лифте, начинает бояться плавать в воде).

Если психике не хватило времени, поддержки или внутренних ресурсов, то в случае любого травматичного события у человека может появиться психологическая травма.

 Вернемся к травле детей. Кажется, что травмирование касается только жертвы и его обидчиков? Но к сожалению это не так. Свидетели насилия всегда испытывают травму опосредованно, поэтому свидетели — тоже жертвы. Бессилие, вина и стыд — вот те чувства, которые часто испытывают свидетели сцен агрессии над другим человеком. Травля является  системная травмой всего коллектива, людей, которые были рядом в момент травли. Жертвами являются все – агрессора и жертвы, родители и учителя.

Во время собственной учебы тема травли коснулась меня, как я понимаю сейчас, опосредовано, но я запомнила одну ситуацию навсегда. Однажды, классе в седьмом, я увидела, как старшеклассница издевается, бьет мою одноклассницу. Я до сих пор помню ту злость, и то остервенение с которым я, тщедушная девчонка по-моему впервые в жизни дралась, защищая одноклассницу. Я била ее, царапалась, цеплялась за волосы, причиняла ей боль как могла, защищая одноклассницу, и наверно себя (на всякий случай). Сейчас я понимаю, что тогда, увидев это насилие я испугалась за всех. Страх был мощный, и именно он заставил меня защищать и защищаться.  Отличница, знаменосец и просто хорошая девочка вступила в конкретную драку, удивив учителей. Но что интересно, что после драки, никто, повторяю никто, не учителя, ни родители, ни другие одноклассники, за исключением моих близких подруг, не спросили меня, что же произошло, почему я стала драться. Испуганы моим поведением были все. Моим…А про то, что послужило началом драки никто и не спросил…Сейчас я понимаю почему…

Что же послужило сегодня толчком к этой статье?

Я снова невольно вернулась в тот ужас, к той своей детской травме (травме ребенка, находящегося рядом с тем, кого травят).  Сегодня результат травли ребенка был «на лицо».

Возвращаюсь домой, в предвкушении чашечки вкусного, горячего кофе, на горке возле своего дома я  увидела лежащего на снегу мальчишку 10-12 лет и много взрослых,  детей вокруг. Мальчик лежал на боку и не шевелился, он задыхался и хватал воздух ртом. Мальчишки сказали, что мальчика избили, и это уже не первый раз. В свое время я изучала вопросы оказания помощи при физической травме и понимала, что у ребенка может быть травма спины. Поэтому трогать его было нельзя. Скорую уже вызвали. Чем я могла быть полезна этому мальчику? Меня как человека и психолога, работающего с травмами, волновало психическое состояние мальчика в данный момент. Психика ребенка явна испытывала стресс, очень большой, с которым с трудом справлялась. Мальчик находился в шоке, молчал, прерывисто дышал, глаза были закрыты. Это было довольно страшное зрелище. Лежащий бездвижно на снегу ребенок, находящийся в шоке. Видеть такой результат взаимодействия детей, я отмечу, особенно детей, было ужасно. Вынос мозга. Как такое может быть? Кто допустил такое зло? Почему такое зло не пресекается учителями, родителями, другими детьми?

И вот лежит этот ребенок на снегу, хватает воздух губами, задыхается и не может понять, что с ним произошло? За что? Что он сделал такого? И разве можно так? Можно так со мной? С другими? Лежит, молчит, и тихонько «умирает внутри».  Спросите откуда я это знаю?

Я тихонько взяла его за руку, заговорила, посмотрела в его глаза, обратив на себя внимание, попросила его дышать определенным образом, пытаясь восстановить его прерывистое дыхание (первый признак стресса), и вывести его из шока.  Мальчик немного стал приходить в себя, и первым его вопросом был: Я умру? Это страшно слышать, страшно слышать такой вопрос из уст маленького, перепуганного мальчика, столь беззащитного в тот момент, что мне, фактически чужому для него человеку,  захотелось взять его на руки, прижать к себе, и нести, нести, нести его, унося из этого жестокого мира, мира, приносящего боль и разочарование, чувство страха и  бессилия, и одновременно жуткой ненависти к обидчикам.  

В этот критический момент мальчику очень важно было душевное тепло, внимание, принятие, понимание и слышание его. Он медленно приходил в себя, стал говорить. Шок постепенно отпускал. И только потом, мальчик смог сказать о том, что холодно на снегу, и что у него болит спина. Самое важное в такой ситуации — организовать поддержку безопасности,  сказать, что с ним всё будет хорошо, что он будет жить, что его спасут. Человеку в такой момент важно чувствовать рядом внимательное присутствие, присутствием людей, которым он важен, именно в этот сложный для физики и психики момент. Для него важно, что его не бросят умирать на снегу, что сейчас его спасут, что дозвонятся до мамы, до соседа, до кого-то, кто его хорошо знает и понимает. Его обязательно спасут, и он будет жить.

В момент получения ребенком любой физической или психической травмы очень важно присутствие рядом с ребенком другого человека, поддержка и внимание к ребенку, разговор с ним, спокойствие другого рядом.

Если это случилось с Вашим ребенком, или Вы невольно стали свидетелем такого события, разговаривайте с ребенком, успокаивайте его, будьте к нему внимательны до приезда родных, скорой или врача. Тем самым Вы возможно сможете помочь ему выйти из шокового состояния,  придти в сознание, чтобы психика могла использовать все ресурсы и механизмы для переработки травмы.

Не будьте равнодушными, не проходите мимо, если рядом бьют или унижают ребенка!

 

Светлана Узакова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...