Заметила, что в последние дни на сайте B17 опубликованы статьи о тревоге. Вспомнила о том, что и я писала на эту тему. Тревога — частая тема клиентских запросов. Люди ищут ответы, каковы причины тревоги, как с ней справиться, как проявляется тревога.
Прежде, чем обсуждать причины тревоги, выясним, что такое тревога. Часто её ставят рядом со страхом, считая, что речь идёт о его разновидности. Однако страх конкретен, связан с событием, важным в жизни индивида. Например, бывает боязнь экзамена, паника перед операцией. Есть значимая реальная ситуация и человеческие опасения сталкиваются с действительной опасностью: в первом случае — провалить экзамен, не сдать, получить низкий балл, недостаточный для поступления в вуз, не поступить в институт, менять планы, искать работу, откладывать обучение; во втором случае — что-то не так пойдёт в ходе хирургического вмешательства, возникнет неожиданная медицинская проблема, человеку придётся ограничивать жизнь, от чего-то отказываться.
Если спросить у чувствующего тревогу человека, какова причина эмоции, вряд ли он точно назовёт её. Скорее расскажет о тревоге без причины, о предчувствии того, что в будущем может случиться. По его представлению, угроза где-то впереди, пока она не реальна, прячется в воображении. Однако тревожные чувства уже проявляются на уровне тела:
♦ головная боль,
♦ учащённое мочеиспускание,
♦ запор или понос,
♦ частое дыхание,
♦ повышенное потоотделение,
♦ иные симптомы.
Тревогу описывают как беспокойство, тягостное чувство, ощущение пустоты в эпигастральной области, от которого очень хочется избавиться. Эмоция возникает, когда мужчина или женщина попадает в незавершённую ситуацию, на которую не может повлиять, когда личная активность ограничена, приходится набраться терпения и ждать в условиях неопределённости что-то важное, имеющее как позитивный исход, так и негативный или вообще непредполагаемый. Такое переживание может описывать женщина перед биопсией молочных желез, особенно, если пункция — новый опыт для неё.
Как внешне проявляется тревога?
Зависит от того, каков возраст человека, ведь тревожатся и дети, в том числе маленькие, не умеющие говорить. У малыша можно заметить:
♦ мышечное напряжение,
♦ суетливые движения,
♦ беспокойство во взгляде,
♦ плач,
♦ крик.
Дети постарше, умеющие говорить, могут выразить чувство тревоги словами, сказав, что им неспокойно, не по себе, страшновато, при этом ребята не называют причину.
У взрослых тревога видна в движениях:
♦ частое трогание волос,
♦ накручивание их на палец,
♦ складывание носового платка,
♦ кручение пуговицы,
♦ почёсывания,
♦ частое курение,
♦ суетливые движения,
♦ обгрызание ногтей и другие.
Однажды видела, как женщина постоянно крутила в руках листочек с номером очереди так интенсивно, что служащая банка предложила ей передать бумажку, чтобы выбросить в мусорную корзину.
Иногда человек словно опасается назвать само чувство — тревогу.
Называет другие эмоции:
♦ раздражение,
♦ злость,
♦ грусть,
♦ страх;
состояния:
- враждебность,слабостьапатию,усталость,стрессдепрессию,агресию,напряжение;
поведенческие проявления:
♦ много говорит,
♦ перебивает собеседника.
Причины беспокойства, ведущие к эмоциональному дискомфорту, различны. Их сложно расположить по степени важности в силу уникальности людей. Для одних проблемы с детьми, пожилыми родителями, мужем, женой, коллегами в офисе вызывают высокую тревожность. Другие тревожатся по поводу внешнего вида, финансовых или сексуальных проблем, обстановки в стране, роста цен на продукты.
Р. Кочюнас отмечает, что тревожность часто указывает на внутренний конфликт между неприемлемыми импульсами из бессознательного и психическими силами, направленными на их подавление.
Несмотря на то, что выше названы внешние условия для появления тревожности, она исходит изнутри, а события являются триггерами для поддержания имеющегося конфликта внутри.
Назову некоторые причины тревоги, тревожных волнений, могущие быть у школьников:
♦ проверка знаний (контрольные работы по предметам),
♦ боязнь наказания как со стороны родителей, так и учителей,
♦ опасение расстроить отца и мать,
♦ страх ошибиться во время ответа на уроке,
♦ мандраж по поводу критики со стороны педагогов,
♦ ужас перед насмешками и "подколами" одноклассников,
♦ получение неустраивающей отметки (это не только двойка, но и тройка, четвёрка для некоторых детей).
Уважаемые читатели, буду рада вашим откликам. Если вам интересно, моё творчество, подписывайтесь
Психолог, онлайн-консультант
Галина Горбунова
Галина Горбунова
Источник: