Про психологические игры треугольника Карпмана уже написаны сотни статей. При этом тема остается открытой, поскольку пронизывает все отношения и сферы жизни. По сути, любую жизненную проблему можно разбирать по действующим ролям этой игры, их чувствам и мотивам.
Что вписывается в психологическую игру «Аттракцион Карпмана»?
- Жесткие переговорыЛюбые психологические зависимостиПрофессиональное выгораниеОтсутствие удовольствия и радости от жизниЛюбовный треугольникПсихосоматические заболеванияПовторяющиеся неудачиОдиночествоНесправедливостьПомощьПсихологический прессингБорьба
Список можно продолжать бесконечно.
Какие перспективы психологической игры в Треугольник Карпмана?
К сожалению, игра в Треугольник Карпмана стала самой популярной для большей части человечества. Неосознанно в нее играют почти все люди с разными уровнями сложностей:
1. Легкая
2. Средняя
3. Тяжелая
В «легких» версиях проблемы приносят незначительный дискомфорт, тяжело-пострадавших нет. Игра в треугольник не очевидна.
В «средних» версиях участники уже ощущают значительные жизненные трудности: неурядицы в семье, проблемы на работе, в карьере, страдает здоровье и т.д.
В «тяжелых» версиях игроки уже находятся за гранью нормальной жизни: длительное время нет работы, отношения с семье на грани выживания ее членов, тяжелые формы зависимостей (наркотики, алкоголь, игры, секс и т.д.), серьезные проблемы с органами власти и т.д.
По сути, никто из участников игры не живет своей жизнью, а только ролью, не знает о своих настоящих желаниях и потребностях, часто не знает своих талантов, а всю свою жизненную энергию тратит на победу в игре. При этом, по правилам этой игры победителей нет, игроки в процессе игры меняются ролями и игра продолжается в новых ролях до следующей их смены.
Примеры: политические игры за власть, корпоративные заговоры и интриги , спасение зависимого от алкоголизма, отношения с любовницей.
Таким образом, перспективы игры в Треугольник Карпмана для участников:
1. Играть роль, проживая фейковую жизнь.
2. Перейти на следующий уровень сложности, где ставки более высокие, эмоции сильнее, а потери серьезнее.
Некоторые психологи утверждают, что выйти из игры в Треугольник Карпмана невозможно, можно лишь сменить роль. Это абсолютно неверное утверждение. И вот почему.
Как выйти из треугольника Карпмана?
Пора разобраться в сути самой игры и ролях участников.
Порядки игры:
1. Существует три роли: тиран (преследователь), жертва и спасатель.
2. Источник всех ролей – роль жертвы.
3. В роль человек входит согласно своим чувствам и решениям.
4. Игра не завершается окончательно никогда, а продолжается с переходом участников в новые роли или с добавлением новых участников.
Первое, с чего следует начать понимание игры – это с роли жертвы. Все мы когда-то далеко в детстве хотя бы раз сталкивались с несправедливостью, испытывая обиду, вину, стыд. Каждый из нас в этой ситуации сделать свои выводы, выбрав таким образом основную свою роль.
Тиран:
Испытал однажды (или многократно) чувство стыда и обиды и для того, чтобы эти чувства больше никогда не повторялось решил нападать первым. Ведущая эмоция – страх. Из страха быть униженным или побежденным он нападает первым, а поскольку не обладает реальной психологической силой и уверенностью в себе, то ищет более слабых по отношению к себе людей, которые отлично играют роль жертвы. В процессе игры находится психологически более сильный игрок, и тиран так или иначе снова становится той самой жертвой, которой оказывался в детстве.
Спасатель:
Однажды (или многократно) оказался в ситуации несправедливости происходящего с ним и испытал чувство обиды и вины (все-таки что-то не так сделал). Для того, чтобы загладить свою вину и предотвращать подобную несправедливость в этом мире, он решил спасать других, как правило таких же людей, как он, в роли жертвы. Таким способом спасатель чувствует иллюзорное чувство власти над тираном (или всеми тиранами этого мира), который однажды заставил его страдать. В процессе игры либо жертва меняет свою роль на тирана, либо появляется тиран этой жертвы и спасатель «скатывается» в роль жертвы сам, которой и был когда-то.
Жертва:
Многократно оказывалась в ситуациях тирании по отношению к себе, непрерывно испытывая вину и обиду. Истинно верит в свою вину и готова страдать. Жертва приняла решение оставаться жертвой. Когда-то, это помогло ее выживанию, поэтому других путей как жить не видит. По сути, именно истинная жертва является драйвером игры, поскольку не готова сменить свою роль. Тиран ей необходим, чтобы быть жертвой, а спасатель, чтобы доказать свою беспомощность.
Итак, Алгоритм выхода из психологической игры Треугольник Карпмана
1. Необходимо осознать, что вы играете в игру.
2. Необходимо осознать, свою ведущую роль согласно эмоциям, которые вы чаще всего испытываете (см. рисунок).
3. Необходимо принять решение перестать быть жертвой, поскольку именно эта роль является источником всех других.
Подробнее о третьем пункте или как перестать быть жертвой
Человек все жизненные ситуации видит исключительно через призму своего опыта и принятых когда-то решений. В данном контексте все ситуации видятся как несправедливые и автоматом включается «любимая» роль. А это значит, что необходимо научиться видеть во всех ситуациях:
1. Позитивные стороны
2. Новые возможности
Для этого поможет следующий внутренний вопрос: «Каким образом я могу использоваться сложившуюся ситуацию в своих интересах?». Здесь очень важно концентрироваться исключительно на себе. Забудьте про других участников и что им от этого будет. Какая разница-то, вы решили не играть, так ведь?
Примеры:
Вам назначают встречу в неудобное для вас время — просите взамен трансфер.
Вам нужно работать в выходной день – просите отгул в рабочий день.
Вас увольняют с работы – просите финансовую компенсацию и ищите место с лучшими условиями, чем были.
Коллегу повысили, а вас — нет – развивайте активно свои навыки и способности.
И т.д.
Стать более счастливым и прожить свою яркую уникальную жизнь поможет одно решение – отказ от игры «тиран-жертва-спасатель». Это непростой выбор, зато более чем окупаемый.
Ушакова Юлия Николаевна
Источник: