И чего только в нас нет! Там, внутри – в нашем сознании, и тем паче в нашем бессознательном!
Сколько прописных истин, знаний и идей ютится в нашей голове и зачастую, они нам не принадлежат, т. к. всплывают из бессознательного в виде кем-то когда-то внедренной программы типа «Троян».
Это вызывает внутреннее противоречие и ощущение безысходности. Вот, представьте, вам всю жизнь транслируют идею о том «как надо жить», приводя в пример соседку Машу или соседа Васю, а вы вроде бы и стараетесь как Вася да Маша, да только что-то внутри у вас не складывается – картинка разваливается на разрозненные пазлы.
Чтобы отделить истинное (ваши настоящие желания и стремления) от ложного (установок окружения) необходимо однажды озадачиться вопросом «Кто Я?».
Впервые этот вопрос остро встает в подростковом возрасте.
Очень важно в этот период для подростка, чтобы родители помогли ему прислушаться и присмотреться к себе и, по возможности, расширили его кругозор, показав существующие сферы и области применения его способностей и еще, чтобы не делали приоритетом такой критерий как прибыльность профессии!
Сложный вопрос. Вопрос, к которому бывшему подростку чаще всего потом в будущем придется еще не раз возвращаться.
Однажды созревающее Эго встает на путь героя, который должен и может (если захочет, конечно, ведь это вопрос выбора) отделиться от родителей не в буквальном физическом смысле, а в плане тех установок, которыми оно нагружено.
Но сепарация затрудняется, если еще младенцем человек не интегрировал отдельные материнские образы в целое (об этом ниже).
«Я» становится «Я» только освободившись, словно от шелухи, от наслоений из посланий, установок и разного рода трансляций на тему «как надо!».
Как с ними с этими трансляциями и внедрениями обойтись, дело сугубо личное, но по сути пути два.
Первый – присвоить и сделать их своими или, прислушаться к голосу сердца – к своим истинным желаниям и устремлениям.
Первый – способ проторенного пути – и идти легче и ответственности меньше. Второй – в полном смысле «путь героя».
Но у каждого героя есть свой Дракон – та часть, что требует к себе пристального внимания, ведь по сути это другая сторона героя и если она не принята, то может овладеть им, поработить.
Если же герою хватит смелости взглянуть в лицо Дракону, то он может обнаружить скрытые ресурсы, например, научится использовать драконье пламя, полет и мощь когтей.
В этом смысле, задача терапии не уничтожение Дракона, а знакомство с ним и сотрудничество, дружба, если хотите.
Но Дракон это явное «зло» (агрессия, жар, энергия, мощь) и с ним решать вопросы проще, ведь с этим существом бой идет глаза в глаза.
Но есть и «зло», скрытое, облеченное в добро.
Такой универсальный символ, на мой взгляд – троянский конь. Не зря ведь выражение «дары данайцев» стало крылатым.
Вообще «лошадиная» символика очень интересна и может быть, позже я посвящу ей целую статью.
Если смотреть на образ в классической психоаналитической трактовке, то конь – символ либидо.
Что же тогда такое «троянский конь»?
Образ весьма интересный и неоднозначный!
Во-первых, конь этот не живой, а рукотворный (нечто созданное самим человеком (ребенком ), во-вторых, весьма внушительных размеров (тут невольно возникает параллель с грандиозной Самостью (см. Кохут «грандиозная самость»), создаваемой ребенком в случае невнимания матери (нарциссическая травма). В этом случае воинов внутри коня можно рассматривать как структурные образования Самости, конечная цель которых — интеграция во взрослую зрелую личность.
Иными словами можно сказать, что троянский конь – некая форма, наполненная разнородным содержанием.
Согласно мифу, конь троянцев, — дар с подвохом (дар, призванный задобрить богиню якобы с целью защитить Трою).
Всем известно, что ночная вылазка воинов, спрятавшихся внутри деревянного коня, привела к захвату и падению Трои.
Это событие ознаменовало момент исторического перехода. Греки многие лета безуспешно штурмовали Трою, пока не придумали этой уловки.
Напомню, что все начинается с любовного треугольника с участием прекрасной Елены, жены Менелая, похищенной Парисом, благодаря которому Афродита выиграла спор и была признана прекраснейшей!
Как в названиях, так и в самой идее мифа усматривается тема троичности – треугольника (Троя, три участника событий).
Ну и конечно, вечная причина – женщина!
В психологическом плане началом начал является материнская фигура – первая женщина в жизни человека – первопричина. Т. о. миф намекает нам на соревнование младенца с отцом за любовь матери.
Мать (точнее ее грудь) порождает у младенца целый ряд образов, которые не всегда интегрируются, оставляя следы инфантильного прошлого уже во взрослом человеке.
Ребенок воспринимает мир иначе, чем взрослый и его мир на первых порах наполнен образами, которые зачастую возникают как эффект парейдолии (достраивания деталей до целого образа).
Лицо, взгляд матери рождает в бессознательном мистические фигуры, отраженные зеркально фантазией ребенка. Некоторые из них носят устрашающий характер и парадоксальным образом могут влиять на судьбу уже взрослого человека.
В мифах и сказках «материнская символика» представлена как медуза Горгона, Снежная королева, Дракон и т. п.
Причиной появления чудовищ в бессознательном, по сути, и является внутренний конфликт как результат расщепления на плохую и хорошую мать (грудь).
Кормящая грудью мать, погруженная в свои, может быть не самые позитивные чувства и размышления запечатлевается в сознании младенца как некий архаический упрощенный холодный ужасный образ (ощущение формирует в памяти образ), так если бы взрослый складывал узоры на ковре в целостный визуальный образ. Такой эффект пятен, когда в разрозненном, угадывается целое.
Со временем, ощущение от того, что мама равнодушно посмотрела, отвернулась, не взяла на руки (ощущение отверженности, по сути) исчезает, а образ остается. Впоследствии на него наслаиваются другие. «Воспоминание-образ-ощущение» закапываются в бессознательное как матрешки, вложенные одна в другую.
Эти пятна становятся следами в бессознательном за которыми скрывается от сознания целостный образ матери.
Так, к базовому доверию присоединяется недоверие, ведь ребенок считывает мать и ее настроения.
Детская фантазия безгранична и в ситуации стресса и страха выполняет охранительную функцию. Так, например, наказанный за провинность , стоя в углу может изучать узоры на обоях или снежные узоры на окне зимой и образы будут связываться с событием. У впечатлительных в детстве детей событие стирается, особенно если оно было связано с негативом, но остается след в виде образа.
Троянский конь – вроде целостный символ, но содержащий в себе целое войско, также, например и в борьбе с Драконом герой сталкивается с тем, что на первых этапах сражения отрубленные головы имеют свойство отрастать. Психика ребенка, сталкиваясь с разрозненными непонятными ощущениями пытается образовать конструкцию, их удерживающую.
В каком-то смысле троянская война – война с Драконом бессознательного, а осознание дело не быстрое!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
Именно поэтому серьезная терапия не бывает быстрой.
Сердюк Алевтина Александровна
Источник: