психология

В чем смысл жизни?

"…Потому что раз пробудившийся интеллект и тысячелетиями вскормленный культурный инстинкт неустранимы, многие искали и ищут и тут срединного пути, но оставалось одно: переоценка ценностей, их новое обоснование. Надо знать, зачем жить, как жить и чем жить» » — М.М. Рубинштейн. 

  Каждый из нас хоть раз в этой жизни задавал себе этот вопрос:"В чем смысл жизни?", а многие и сейчас продолжают над ним думать, а порой так и не находят на него ответа. В психологии этот вопрос принято называть экзистенциальным вопросом. "Почему, спросите Вы?" Потому что Экзистенция («существование») происходит от латинского existere — «выделяться, появляться». Этим самым подчеркивается, что существование — это не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциальная психология — наука, показывающая как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

  Как то на курсах повышения квалификации мой тренер сказала, что каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом, а если нет смысла жизни, то это уже…… (к психиатру). Мне не хотелось считать себя чем уже… так как это вопрос меня мучил ну очень долгие годы. Пока мне не посоветовали почитать замечательную книгу М.М. Рубинштейна "О смысле жизни". После первого прочтения этой книги признаюсь Я многого не поняла, так как ну очень много философских очерков в ней приводится. Прочитала еще одну неопубликованную книгу этого автора и только спустя годы осознала о чем написано. 

Личность человека представлена как совокупность четырех групп свойств составляющих принадлежность человека к четырем сферам фактического существования: природы (детище природы), индивидуальности (индивид), социальных образований и культуры. Сложные взаимоотношения этих четырех сторон составляют необозримое целое, конкретную личность, неразложимое единство, уникальность каждого человека. Обращаясь к диалектическому методу М.М. Рубинштейн выявил два существенных момента. Во – первых, мир – это система непрерывно развивающихся ценностей. Во – вторых, существует предъявленность данного мира естеству человека. Истинно диалектическое решение проблемы личности и ее взаимодействии с миром находится в противоречии должествования и необходимости.

“Личность обозначает определенное вступление на путь самоперерождения и самотворчества". "Таков смысл утверждения, что человек находит свой смысл и закон не в том, что он есть, а в том, чем он должен быть” — М.М. Рубинштейн

В качестве основных категорий служащих самосохранению субъектности человека, личности М.М. Рубинштейн выделил категории «творчество» и «культура».

Культура понимается как совокупность творений и самих творцов. Творчество складывается из двух основ: из «живых массовых людей, способных воспринимать культуру, ее ценности и питать этим своим пониманием творческие силы непосредственных творцов». 

Развивая свою мысль, ученый констатировал, что без человека культура не может существовать и развиваться; она рождается человеком и благодаря его усилиям обретает возможность для дальнейшего роста и преобразования. Это постоянный взаимопроникающий, динамический процесс. Культуре может быть противопоставлено только естество. 

И вопрос о смысле жизни начинает прорываться немедленно как только у человека закрыты более менее основные биологические потребности. Это вопрос самоактуализации по А. Маслоу или аутентичности человека, другими словами.

 Человек начал жизнь с естества, с материи и может подняться до высоты претворенного естества, культуры и ценностей, сохраняя свое право на индивидуальность. Естество и культура объединяясь соединяют на творчестве гармонично все существо человека, другими словами «действует и твори так, как только можешь ты».

Очень близко мне еще стало утверждение, что гармоническая душа по мнению М.М. Рубинштейна — это невозможная, «нежизненная», сентиментальная фикция.

«Проблема цельности и гармоничности разрешается не в унисоне, а в симфонии, часто в диссонансах, которые только не останавливаются на себе, а разрешаются в заключительном сочетании» — М.М. Рубинштейн

Человеческие способности часто могут приходить в самый резкий конфликт друг с другом, гармонии нет в самой структуре человека. Но эта игра сил не только и не всегда вредна, но часто она является очень плодотворным фактором, потому что только в этой борьбе с самим собой по-настоящему вызревают человек. Гармония должна намечать, если пользоваться этим термином, не реальный идеал, а линию поведения в отношении наших стремлений. Таким образом, только в конфликте, в борьбе со своими желаниями и ограничениями происходит настоящее вызревание человека.

Таким образом, каждый человек наполняет свою жизнь своим поиском и смыслом, а кому то не хватает ценностей и творчества для самораскрытия. Все мы индивидуальны и уникальны по своей природе, поэтому у каждого человека свой неповторимый путь и свои преобразования.

Желаю всем удачи в познании себя!!!

Книги:

М.М. Рубинштейн "О смысле жизни"

М.М. Рубинштейн " Теория образования. Очерки" (архив)

Коробова Ольга Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...