«Читаю список психзащит. А перед этим читала список когнитивных искажений (175 штук). Похоже, что нормальных среди нас нет…» — написала на днях моя подруга в ФБ.
«Защиты тоже нуждаются в защите», — подумала я и решила написать пару абзацев.
Собственно, механизм защит был обнаружен Зигмундом Фрейдом, основоположником психоанализа. Он воспринимал защиты как "сопротивление" — то, что мешает ему «чинить» пациента. И долгое время такое отношение к защитам было доминирующим в среде психоаналитиков. Со временем психотерапевты обнаружили, что чем сильнее они борются с защитами клиента, тем отчаяннее клиент защищается, а то и вовсе бросает терапию. Но у защит есть другая функция — они защищают психику человека или его образ себя от того, что может их разрушить, и снижают уровень тревоги до переносимого. Психика использует защиты не потому, что она «плохая», а потому что у нее нет ресурсов для переживания каких-то событий.
Когнитивно-поведенческие терапевты оперируют понятием "когнитивные искажения", психоаналитики условно делят защиты на высшие и низшие, а гештальт-терапевты располагают защиты в определенной последовательности на кривой цикла контакта и даже говорят, что правильнее называть их способами организации контакта. О них и поговорим:
Первый из них — слияние. В слиянии нет разделения на «я» и «не-я», есть «мы», без которого невозможно получать оргазм, влюбляться, испытывать полную гамму ощущений от закатов, книг, фильмов (когда читаешь книгу и чувствуешь себя героем, который переживает приключения), ощущать себя частью семьи, общества. Негативный аспект слияния в том, что нельзя различить, чего хочу именно я и вообще, какой этот я. И если у меня есть потребности, то, находясь в слиянии, понять, чего я хочу и как этого достичь, очень сложно.
Следующим механизмом является интроекция. Это процесс, во время которого концепции, стандарты поведения, мораль, ценности принимаются личностью без критической проверки, без усвоения. Без интроекции в принципе невозможно воспитание и обучение. Маленький человек узнает этот мир из объяснений родителей — пальцы в розетку совать нельзя, драться нельзя, «спасибо» говорить нужно. Ученик получает информацию из учебника или от учителя.
Бедой интроекция становится тогда, когда правил много, они не осознаны или уже не актуальны. Тогда человек чувствует, что он вроде бы все делает правильно, а «счастья нет». Или оказывается, что то, что он хочет и ему нужно, находится под сильным запретом.
После интроекции на кривой цикла контакта идет проекция. Это процесс, в котором какие-то свойства и чувства самого человека он приписывает другим людям. На проекции основаны чувства восхищения и влюбленности, она является одной из основ эмпатии. Благодаря проекции мы можем понимать что происходит с другими людьми.
Негативный эффект проекции в том, что человек не признает свои чувства и лишает себя возможности осознания и изменения. А еще часто всё плохое проецируется на других (это они злые, глупые, жестокие, а я весь в белом и красивый)
Следующий механизм — ретрофлексия. Это когда чувство или действие, направленные на другого, я направляю на себя. Ретрофлексия — это социально необходимый механизм, на котором основана внутренняя дисциплина. Она позволяет остановить удовлетворение потребности, если оно неуместно. Если же ретрофлексия становится «любимой» защитой, то человек становится замкнутым и может даже не подозревать о своих чувствах или потребностях. Чрезмерная ретрофлексия приводит к возникновению психосоматических симптомов.
Профлексия — когда человек делает другому то, что хотел бы получить для себя. Это основа заботы друг о друге и способ «попросить не прося». Но есть риск оказаться неуслышанным. И в этом ее минус. А также в том, что человек отдает то, в чем нуждается сам, не замечая своих нужд.
И последним идет эготизм. Это неосознанная привычка пытаться чрезмерно контролировать себя и окружающий мир. Определенная доза контроля является полезной, это основа осознанности и дисциплины. Но если она становится слишком сильной, то человеку не удается до конца расслабиться.
В заключение скажу, что избавиться от психологических защит невозможно, так как они — основа функционирования нашей психики, но можно научиться их узнавать (то есть знать, как я реагирую в определенных ситуациях и почему), корректировать (например, те же интроекты вполне можно менять или отказываться от них, а заметив профлексию или дефлексию, можно узнать, чего я хочу, и подумать, какие еще есть пути получения желаемого).
Правильные «настройки» психологических защит могут сделать жизнь значительно интереснее и приятнее.
Анна Олейник
Источник: