— Мне часто говорят, что у меня неадекватная реакция!
Приходится слышать от клиентов такое (или почти такое) признание, в которое, к сожалению, они уже поверили и приравняли к "неправильному".
Давайте разбираться вместе. И начнем с определения понятий.
Я просмотрела значение слова "адекватный" в словарях (у Ожегова, Спонвеля и др.) и переводах (с лат., франц.) и отметила, что основное в этих определениях:
— соответствующий,
— совпадающий,
— приравненный,
— удовлетворяющий ожиданиям,
— понятный.
В психологии чаще всего дается следующее определение (мною сокращено и упрощено):
Адекватность — это поведение человека в соответствии с ситуацией и ожиданием окружающих, совпадающее с поведением других людей в аналогичных ситуациях.
Если не брать клинические случаи (когда человек психически не здоров), то от людей ждут одинакового поведения в одинаковых ситуациях.
И как я часто повторяю, из-за того, что мы все разные (у каждого свой, порой неповторимый, опыт детства, взросления и жизни, каждый по-разному испытывает и переживает эмоции), мы все можем быть для других неадекватны. Особенно, если нашу "неадекватность" так легко можно использовать в манипуляциях.
Рассмотрим довольны простые примеры.
Она приготовила ужин, старалась, хотела порадовать своего партнера, и, конечно, чтобы он оценил ее старания и ее внимание к нему. Он пришел "не в том настроении" (устал, огорчен, зол и т.д.) и отказался ужинать. Она молча села читать книжку (или другое занятие исключающее общение) и решила для себя, что "обиделась и не будет с ним разговаривать". Он тоже занялся своими делами (лежание на диване – тоже дело – отдых) и не заметил ее "обиды". Далее могут события развиваться по-разному, в зависимости от прежнего опыта обоих. Поведение каждого можно считать адекватным с учетом всех обстоятельств (желаний, ожиданий, усилий, прошлого опыта и получения ответной реакции) и неадекватным с позиции другого.Она рассказывает подруге, как расстроена из-за работы. Она выполнила в срок порученную ей часть задания, но другие не были так исполнительны и оперативны, и в целом задание было не выполнено – все получили выговор. Подруга считает, что ее переживания не адекватны: лично ей ничего не сказали, премии не лишили, "подумаешь, отчитали, так ведь всех же". Адекватность и неадекватность рассматривается с учетом личных особенностей принятия ситуации.Он делится с коллегами успехами своей дочери и с восхищением рассказывает о ней. Ему говорят, что "все дети в этом возрасте такие", "а моя то все это еще на год раньше могла" и т.п. И здесь адекватность поведения всех участников связана с ожиданием "правильной" реакции на действие.
По-моему, поступки (слова, действия, бездействие) стоит оценивать самому человеку и не столько с точки зрения адекватности в сравнении с другими, а по уровню собственной удовлетворенности собой и полученными результатами.
Если вам кажется, что вы слишком "бурно" отреагировали на ситуацию, то когда первые пиковые эмоции пройдут, подумайте-проанализируйте:
— на что была реакция?
— были ли подобные случаи?
— как часто вы сталкиваетесь с такими ситуациями и как вы реагировали раньше?
— что именно в данной (-ых) ситуации (-ях) вас "цепляет"?
— что вы можете сделать, чтобы ваша реакция была другой – желаемой для вас?
Не торопитесь назвать кого-то неадекватным, невозможно "пройти его путь в его ботинках".
Крюкова Наталья Викторовна
Источник: