В психотерапию ребенка, как правило, приводит родитель, он сопровождает его на визиты, берет на себя финансовую часть терапии, уже по этим маркёрам становится ясно, что родитель очень важный элемент психотерапии ребенка.
Когда родитель обращается к психологу, у него есть свой запрос и свое виденье ситуации, часто, есть и виденье результата, к которому должен прийти психолог в работе с ребенком. Поэтому выстраивать доверительные отношения приходится и с ребенком, и с родителем в равной степени.
Первое этап сбора информации обычно происходит по телефону, уже на этом этапе можно получить некоторое представление о том, что ожидает родитель от работы с психологом. Далее следует первая встреча с родителями, отдельно от ребенка. Цель такой встречи выслушать тревоги родителя, понять, в чем он видит проблему сложившейся ситуации. Далее следует встреча с ребенком, это очень важный этап выстраивания психотерапевтических отношений. Контракт на работу проговаривается с родителем и с ребенком, если он достаточно взрослый.
На этапе взаимодействия с ребенком и установления с ним контакта, не стоит забывать и о родителях. Поэтому рекомендую выстраивание сессий таким образом, чтобы после каждой встречи с ребенком, родитель получал какую-то обратную связь или рекомендации, достаточно уделить этому 10-15 минут.
Маленькие дети не всегда готовы расстаться с родителем, поэтому иногда в начале работы с ребенком родитель может присутствовать на сессиях, после периода адаптации и налаживания отношений терапевт-ребенок в этом не будет необходимости.
Некоторые родители даже могут настаивать на своем присутствии на сессиях, но в таких случаях мы должны проявить весь свой профессионализм и такт, чтобы донести до тревожного или властного родителя, что его присутствие невозможно.
Ребенок должен чувствовать себя полностью в безопасности, доверять терапевту, знать, что психолог придерживается принципа конфиденциальности, что в созданном пространстве ребенок не будет подвергаться критике, оценке или воспитательным мерам. Родитель и ребенок задолго до обращения к психологу сформировали свои детско-родительские отношения, которые могут качественным образом влиять на ход терапии, поэтому присутствие родителя на сессиях нежелательно. Их разногласия и обиды прошлого будут влиять на их поведение, слова и мысли, которые рождаются в процессе терапии.
Психолог обязательно держит связь и поддерживает контакт с родителями, он дает рекомендации, даже домашние задания, делится своим понимаем проблемы, помогает родителю взглянуть по-новому на ситуацию, найти новые решения. Психолог не обсуждает с родителями содержание встречи, не раскрывает тайн ребенка. Не всегда родитель готов принять эти правила сразу, покидая стены кабинета, он может оказывать давление на ребенка, пытаясь узнать содержание беседы. Это тоже один из аспектов характерных для психотерапии детей, поэтому правилу конфиденциальности и праву ребенка на свое пространство уделяется достаточное время в работе с родителями.
Очень важно сохранять баланс в отстаивании прав ребенка и поддержании доверительных отношений с родителями, ни одна из сторон не должна почувствовать, что доверие нарушено, что действуют не в моих интересах. Ведь именно доверие становится фундаментом, на котором выстраиваются терапевтические отношения психолога с родителями и детьми.
Родитель не находится в терапевтическом пространстве вместе с ребенком, но он находится с ним все остальное время. Именно за пределами кабинета психолога родитель должен поддерживать терапевтический процесс запущенный психологом. Родитель создает пространство в повседневной жизни ребенка для возможных изменений, он может отследить изменения, которые психолог просто не может наблюдать, может дать ребенку обратную связь об этих изменениях. Родитель, включенный таким образом в терапевтический процесс ребенка, может заметить и свои собственные изменения.
Приводя ребенка на терапию, не каждый родитель понимает, что ему тоже придется меняться вместе с ребенком, но только сотрудничество и взаимодействие родителя с психологом могут дать устойчивые изменения, которые не сойдут на нет после окончания психотерапии.
В процессе терапии ребенка может оказаться, что дальнейшее продвижение в работе невозможно без психотерапии родителей. В моей практике не редкость, когда терапия родителей и ребенка проходит параллельно. Совместная психотерапия членов семьи помогает достичь значительных результатов и закрепить новые правила, способы взаимодействия, которые качественно изменят отношения во всей семейной системе. Поэтому основная задача психолога в психотерапии детей, сделать родителя своим помощником и вместе работать в направлении благополучия ребенка и семьи в целом.
Наталья Разина
Источник: