психология

Установление контакта при работе с нормой и патологией

Помню, как подошла к преподавателю, чтобы задать вопрос. 

— У меня вот такие диагнозы в работе.

Я всегда гордилась своей приверженностью научной точке зрения. Важно было понять, с кем я работаю, какое нарушение может быть у того или иного человека, и насколько быстро я смогу разобраться в проблеме и помочь. 

В тот раз, открылось кое-что, на что следует обращать больше, гораздо больше внимания.

— И что? — спрашивает меня преподаватель. 

— Правильно ли я делаю, на что ещё обратить внимание, что изучить?

— Выброси свои методики и устанавливай контакт с людьми. 

После фразы «выбрось свои методики», я внимательно посмотрела по сторонам, убедилась что я в ясном уме, нет слуховых галлюцинаций. Тогда мне стало интересно.

Я: — …?

П: — Ты установила КОНТАКТ?

Я: — Вроде да. 

П: — Нет, ты узнала диагноз, провела диагностику. 

РАЗГОВАРИВАЙ С НИМИ. 

ДВИГАЙ ШКАФЫ.

КОРМИ ГОЛУБЕЙ. 

Спроси у парня подростка, смотрит ли он в интернете голых тёток и какие тётки конкретно ему нравятся. 

 

Найди общий язык.

 

Подопечных у меня тогда было и вправду много. Дети из неблагополучных семей, с расстройствами и такие же родители.

Этот диалог с преподавателем я запомнила.

Позже ко мне направили девочку подростка, у которой с раннего возраста уже было диагностировано то, что на старый манер у нас в России называли «вялотекущей шизофренией». 

Не лишним будет сказать, что люди с шизофренией определённым образом мыслят. При подобных расстройствах нарушается операциональная сторона мышления (искажение процесса обобщения). 

Вначале, была проведена патодиагностика. Девочка скучающе сообщала мне решение задач, демонстрируя классические искажения.

Собственно, я увидела то, что до меня было видно психиатру. Вся эта работа показалась мне бессмысленной: девочка была подавлена, расстроена и убеждена в том, что она худший человек на планете. 

Я вспомнила слова преподавателя, и решила если и не двигать шкафы, то хотя бы поговорить по душам. 

Оказалось, что подростка беспокоят все свойственные возрасту проблемы: мальчики, карьера и так далее. 

Мешало этому, правда, все то же мышление. В мышлении этой девочки было множество негативных мыслей и убеждений.

Ок, решила я, попробуем показать человеку, что на самом деле, мир не такой уж мрачный. Развеем, так сказать, субъективное негативное восприятие себя и мира вокруг. 

И мы стали работать. 

Не прошло и двух месяцев, как ребёнок входил в мой кабинет с улыбкой. 

— Знаете, если кто-то не хочет общаться со мной, это его право. Пусть так. — сказала она мне как-то, ничуть не расстроившись очередным фиаско в межличностных отношениях.

И я вспомнила, как в начале она винила во всем себя, не могла принять очередную неудачу и часто госпитализировалась в связи с ухудшениями состояния. 

Я подумала, что ради этого и стоит работать с людьми. 

Анна Александровна Погребняк

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...