Помню, как подошла к преподавателю, чтобы задать вопрос.
— У меня вот такие диагнозы в работе.
Я всегда гордилась своей приверженностью научной точке зрения. Важно было понять, с кем я работаю, какое нарушение может быть у того или иного человека, и насколько быстро я смогу разобраться в проблеме и помочь.
В тот раз, открылось кое-что, на что следует обращать больше, гораздо больше внимания.
— И что? — спрашивает меня преподаватель.
— Правильно ли я делаю, на что ещё обратить внимание, что изучить?
— Выброси свои методики и устанавливай контакт с людьми.
После фразы «выбрось свои методики», я внимательно посмотрела по сторонам, убедилась что я в ясном уме, нет слуховых галлюцинаций. Тогда мне стало интересно.
Я: — …?
П: — Ты установила КОНТАКТ?
Я: — Вроде да.
П: — Нет, ты узнала диагноз, провела диагностику.
РАЗГОВАРИВАЙ С НИМИ.
ДВИГАЙ ШКАФЫ.
КОРМИ ГОЛУБЕЙ.
Спроси у парня подростка, смотрит ли он в интернете голых тёток и какие тётки конкретно ему нравятся.
Найди общий язык.
Подопечных у меня тогда было и вправду много. Дети из неблагополучных семей, с расстройствами и такие же родители.
Этот диалог с преподавателем я запомнила.
Позже ко мне направили девочку подростка, у которой с раннего возраста уже было диагностировано то, что на старый манер у нас в России называли «вялотекущей шизофренией».
Не лишним будет сказать, что люди с шизофренией определённым образом мыслят. При подобных расстройствах нарушается операциональная сторона мышления (искажение процесса обобщения).
Вначале, была проведена патодиагностика. Девочка скучающе сообщала мне решение задач, демонстрируя классические искажения.
Собственно, я увидела то, что до меня было видно психиатру. Вся эта работа показалась мне бессмысленной: девочка была подавлена, расстроена и убеждена в том, что она худший человек на планете.
Я вспомнила слова преподавателя, и решила если и не двигать шкафы, то хотя бы поговорить по душам.
Оказалось, что подростка беспокоят все свойственные возрасту проблемы: мальчики, карьера и так далее.
Мешало этому, правда, все то же мышление. В мышлении этой девочки было множество негативных мыслей и убеждений.
Ок, решила я, попробуем показать человеку, что на самом деле, мир не такой уж мрачный. Развеем, так сказать, субъективное негативное восприятие себя и мира вокруг.
И мы стали работать.
Не прошло и двух месяцев, как ребёнок входил в мой кабинет с улыбкой.
— Знаете, если кто-то не хочет общаться со мной, это его право. Пусть так. — сказала она мне как-то, ничуть не расстроившись очередным фиаско в межличностных отношениях.
И я вспомнила, как в начале она винила во всем себя, не могла принять очередную неудачу и часто госпитализировалась в связи с ухудшениями состояния.
Я подумала, что ради этого и стоит работать с людьми.
Анна Александровна Погребняк
Источник: