Как думаете, вы хорошо себя знаете? Вы для себя не загадка? А для окружающих? Возможно ли, что они знают о вас больше, чем вы сами? Американские психологи Джозеф Лифт и Харрингтон Инхам разработали технику окно Джохари. Согласно этой технике у каждого человека есть четыре зоны.
- Я известный.
У каждого из вас есть особенности, которые вы и окружающие хорошо знаете, даже словами можете описать. Например, мой друг говорит о себе: «Если ко мне подходят со спины, у меня рефлекс — бить в нос, а вообще я добрый и редко отказываю в просьбе».
- Я скрытый.
Есть то, что знаете о себе только вы, и от других это скрываете. Это нормально, у всех лежат скелеты в шкафу, о которых вы имеете право не говорить никому. Примера не будет — это же секрет.
- Белые пятна.
Есть то, что о вас знают окружающие, а вы о себе не знаете — это ваша тень. Её всегда неприятно обнаруживать. «Это не про меня, я не такая!» — возмущенно говорила я на группе, когда увидела теневую часть своей личности.
- Я неизвестный.
И моё любимое. Есть то, что ни вы, ни окружающие о вас не знаете. О, тут раздолье для инсайтов.
Один из способов увидеть невидимое
За узнаванием себя, за раскрытием невидимых частей личности вы приходите в психотерапию. И процесс начинается! О чём-то узнаёте от людей — психолога, участников группы, о чём-то — благодаря методам психотерапии.
У каждого метода психотерапии есть свои техники увидеть невидимое. Чувствую себя Шерлоком Холмсом, находя, как делать одно и то же разными способами, техниками и методами. Ведь тогда достичь одного и того же результата можно разными способами, а значит, я могу быть полезна разным клиентам, в зависимости от того, кому какой метод подходит.
Бывает так: что-то не получается, не происходит. Или происходит, получается, но не в той мере, как хотелось бы. И вы не понимаете, почему. Возникают вопросы: «Что со мной не так?», «В чём я не права?», «Почему это происходит именно со мной?». Если вас попросить просто пересказать ситуацию, вы перескажете её так, что ответа не найдёте. Вы находитесь внутри ситуации, поэтому контекст и нюансы ускользают от вас.
Как же тогда увидеть невидимое?
Разворачивать контекст ситуации, искать в нём ответы.
Как разворачивают контекст в письменных практиках
Расскажу про модификацию к инструкции Пеннебейкера. Вы детально описываете событие. В инструкции к этой модификации дают структуру: как писать, сколько писать, на какие вопросы отвечать в процессе письма. Единственное ограничение: такой способ подходит для недавних, свежих событий. Пока вы пишите, всплывают важные детали, новые смыслы, ответы. История становится логичной, понятной.
Как разворачивают контекст в психодраме
В психодраме вы строите сцену: символически обозначаете место, где произошло событие, что вас окружало, кто был кроме вас, о чём думали, что чувствовали, делали вы и другие участники события. Пока вы моделируете ситуацию на сцене, вы вспоминаете и разворачиваете контекст, обращаете внимание на нюансы и детали, тем самым подсвечивая невидимые зоны.
Дальше вы можете выйти из сцены и попросить участников группы сыграть историю, чтобы посмотреть на неё со стороны — уже в этой работе вы найдете ответы.
Увидеть невидимое — задача интересная и непростая. Ведь заходить в неизвестные, тёмные уголки страшно, никогда не знаешь, что найдешь. Но ценность клада настолько велика, что это стоит того. А страхи не такие страшные, когда вы встречаетесь с ними не один на один, а в группе и с проводником (читайте: психологом).
Вятчанина Валерия Серафимовна
Источник: