Детский день рождения — это уже не только торт, компот, праздничный стол в зале и несколько верных друзей. Сегодня это скорее мини-шоу, которому предшествует тщательная подготовка. Размер шоу определяется только финансовыми возможностями родителями. На примере звезд мы видим, что при неограниченном бюджете детский праздник поражает своими масштабами. Родители очень стараются создать такой праздник, который впечатлит и ребенка, и гостей.
Но за каждым таким мероприятием стоит большая работа, буря эмоций и не всегда все проходит гладко. Несмотря на то, что родители стараются просчитать каждую мелочь, есть ошибки, которые совершают практически все. Педагог-психолог Евгения Белоусова о 4 самых распространенных родительских просчетах при планировании детских праздников. Особенно важно учитывать и возраст ребенка. То, что подходит трехлетке не подойдет малышу, который будет праздновать свой первый день рождения. Знание возрастных особенностей не только сделает праздник комфортным для самого именинника, но и поможет родителям в правильной организации торжества для детей.
Психология детского праздника
Не так давно появился тренд на организацию грандиозных детских Дней Рождений: индивидуальные приглашения, профессиональный декор, фотозона, модные угощения, аниматоры, интерактивные шоу, надувные батуты… список можно продолжать бесконечно. Родители стараются создать для малыша незабываемый праздник, который будет только у него. Но действительно ли это так нужно ребенку?
Тревожность родителей заставляет их планировать праздник долго, тщательно и щепетильно. Однако в процессе подготовки и организации детского праздника неизменно совершаются ошибки. Вот самые распространенные из них:
1. Спрашивать у ребенка, какого праздника он хочет незадолго до мероприятия
Такой вопрос станет для ребенка показателем того, что до этого родители не интересовались его желаниями, а руководствовались, например, своими несбывшимися мечтами. Желательно согласовывать собственные смелые амбиции с пожеланиями ребенка заранее – это позволит избежать разочарований.
2. Делать праздник уникальным, собрав сразу все предлагаемые идеи
Многие родители предпочитают собрать как можно больше информации: интересуются у друзей о прошедших праздниках, обращаются в разные агентства, бороздят интернет и в итоге соединяют вместе те идеи и методики работы с детьми, которые работают отдельно, но в сочетании могут навредить, испортив настроение ребенка и, возможно, повлияв на его психическое равновесие.
3. Подключать к организации мероприятия всех родственников
Не лучшая идея позволять бабушкам и дедушкам участвовать в создании праздника для ребенка. Скорее всего, появятся ситуации, когда старшее поколение обозначит свою позицию: «мы вас вырастили, нам виднее», подстегивая тем самым родителей действовать наперекор. Ребенок, который видит, как его родные и близкие люди готовясь к празднику спорили и нервничали, решая организационные вопросы, может ощущать себя не комфортно на собственном празднике.
4. Требовать от именинника соблюдения сценария
Важно понимать, что ничего не должно быть обязательным. То есть, если ребенок категорически не хочет задувать свечи на торте, он может их не задувать. Не стоит насильно пододвигать к нему горящие свечи, ослепляя при этом вспышкой фотоаппарата.
Очень важным правилом для родителей является разделение эмоций ребенка. Тогда, когда после праздника малыш непременно захочет поделиться своими эмоциями, необходимо их принять. Нужно быть готовыми встретить ребенка после мероприятия, внимательно все выслушать и искренне поинтересоваться его впечатлением и мнением.
При грамотном создании детского мероприятия необходимо учитывать два основных показателя – возраст и темперамент.
Зная возрастные особенности развития ребенка и учитывая его характер, создание праздника станет значительно легче, а ребенок непременно останется доволен.
В данной статье рассматривается психический возраст ребенка, который включает в себя три компонента: умственный возраст, социальная зрелость и эмоциональная зрелость.
1 год
Самый первый день рождения – очень важное мероприятие для родителей и близких родственников, ведь в этом возрасте малыш еще не осознает причину нестандартного поведения людей, к которым он привык. В один годик появление аниматора в роли персонажа из любимого мультика или животного, вероятнее всего, вызовет у ребенка испуг.
Самым удачным празднованием первого дня рождения будет небольшое торжество на 5-6 человек, уже знакомых ребенку.
Украшать помещение необходимо не насыщенно, не видоизменяя его, и важно познакомить ребенка с новой обстановкой заранее, до прихода гостей. В этом возрасте стоит обойтись без неожиданных для малышей сюрпризов.
Оптимальная продолжительность мероприятия – час-полтора, ведь годовалые дети быстро устают. Нельзя забывать о режиме дня ребенка, нарушая его развлечением гостей.
2 года
В этом возрасте активно происходит процесс социализации ребенка, поэтому количество гостей можно увеличить до 10 человек, а время праздника – до двух часов. Несмотря на происходящую социализацию, ребенок еще не умеет быть в компании, может стесняться новых людей и испугаться резких громких звуков и внезапных движений, хотя и с удовольствием наблюдает за окружением и активно эмоционально реагирует.
Особенно нравится малышам повторять движения за взрослыми, поэтому негромкая музыка с танцами станут отличным развлечением.
До трех лет психологи не рекомендуют приглашать аниматоров на детское мероприятие.
3 года
С трех лет присутствие на мероприятии аниматора допустимо, особенно если ребенок начал ходить в детский сад. Оптимальная продолжительность программы аниматора – 30 минут. При желании родители могут обратиться к профессиональному организатору для грамотной организации праздника.
В этом возрасте ребенок способен взаимодействовать с другими детьми, может какое-то время концентрировать внимание на действиях и предметах, ребенок уже легко переключается с одного действия на другое.
Очень важно, чтобы члены семьи и другие родственники активно участвовали в программе праздника.
4 – 6 лет
Время программы праздника увеличивается. Уместными на празднике будет появление любимого персонажа, яркий, красочный реквизит, музыка, подвижность. В этом возрасте некоторые дети не хотят видеть своих родственников участниками конкурсов.
Эмоции детей в возрасте 4 — 6 лет неустойчивы и кратковременны, сильно развито индивидуалистическое чувство, дети часто проявляют ревностные эмоции и ведут себя как «жадины». Однако, несмотря на это, дошкольники уже активно общаются друг с другом и с хорошо знакомыми взрослыми людьми.
При планировании программы мероприятия стоит помнить, что соревновательность в этом возрасте слабо развита. Детей можно объединять в группы, но не в команды. Нельзя сравнивать детей – лучше всех хвалить.
7 — 8 лет
Самое веселье начинается с младшими школьниками – они уже социализированы, умеют и любят общаться со сверстниками и младшими детьми.
В этом возрасте уже присутствует соревновательность. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое, поэтому упор необходимо делать не на рассказы, а на показы и конкретные действия. У младших школьников отлично развита фантазия, память, они бурно реагируют на все новое.
Многие родители склонны считать, что ребенок неугомонен, гиперактивен, чересчур энергичен, и они заказывают программу на три часа с просьбой побольше активных действий. Но это обманчиво. На самом деле младшие школьники все еще быстро устают.
Для детей в возрасте 7 — 8 лет рекомендуется проводить активную, но не длительную программу. Удачным решением могут стать различные квесты, интерактивные программы, игры на свежем воздухе. Очень интересны в этом возрасте шоу-программы, мотивирующие на исследовательскую деятельность. И, конечно, важно наверняка знать, какого персонажа заказывать или в каком стиле организовывать праздник.
9 – 10 лет
Праздник для ребенка 9 — 10 лет не сильно отличается от праздника для детей предыдущей группы. Это возраст исследователя. По-прежнему «на высоте» память и физическая активность, ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, развивается чувство юмора и абстрактное мышление. Дети уже не так эмоционально зависимы от родителей, они формируют собственные команды и кружки. Это подходящий возраст для приключений.
11 – 14 лет
У подростков 11-14 лет ситуация несколько меняется. Ребенок теперь не только накапливает новые знания, но и переосмысливает ранее полученные. В этом возрасте развиты логическое и абстрактное мышление, чувство юмора и творческое воображение.
Процессы, происходящие в организме подростка, не всегда поддаются контролю, что определяет неустойчивое настроение подростка. Ребенок ведет себя как максималист, не желая видеть полутонов в отношениях – либо «да», либо «нет».
В этом возрасте ребята уже понимают, что родители заплатили за мероприятие. Они готовы принимать интересную программу и проявлять искренние позитивные эмоции. Можно предлагать ребенку еще более насыщенную программу, но стоит помнить, что как только подростку станет скучно и неинтересно, его вряд ли можно будет уговорить продолжить мероприятие.
Надо всегда помнить золотое правило – пусть не долго, но насыщенно и увлекательно.
Вряд ли есть смысл говорить в этой статье о подростках старше 14 лет. Как правило, они уже более самостоятельны в выборе мероприятия. Однако, вариант проведения «взрослой» вечеринки, разумеется под присмотром профессионала, может заинтересовать подростка.
Автор: Евгения Белоусова
По материалам: www.псиблог.рф
Источник: