На протяжении XX века подходы к воспитанию стремительно менялись. Мы отошли от идеи, что дети — это маленькие взрослые, а их эмоции и чувства не важны. Но вместе с воспитательными подходами поменялись и условия, в которых растут дети. А это поставило перед родителями новые задачи и вопросы, на которые пока еще никто не знает ответов.
Ученые также считают, что некоторые современные нормы воспитания противоречат здравому смыслу и вредят детям. Они приводят к депрессиям и тревожности, признаки которых стали появляться даже у дошкольников. При этом родители уверены, что действуют из лучших побуждений. Например, популярный совет не брать ребенка на руки, чтобы его не разбаловать, до сих пор очень популярен.
Исследование, проведенное в Универстите Нотр-Дам в Чикаго, выделяет несколько негативных аспектов воспитания в наши дни: отсутствие грудного вскармливания, тактильного контакта, свободной игры и любящих взрослых. Это имеет долгоиграющие последствия, уверены ученые, и влияет не только на развитие мозга, но и на нравственное поведение.
Исследования показали, что современное воспитание негативно сказывается на развитии мозга
Общественные устои и культурные убеждения современной жизни препятствуют здоровому эмоциональному и интеллектуальному развитию детей — к такому выводу пришли ученые, проведя междисциплинарное исследование, результаты которого были представлены на недавнем симпозиуме в Университете Нотр-Дам (Чикаго).
«Жизненные перспективы американской молодежи ухудшаются, особенно в сравнении с ситуацией 50-летней давности», — утверждает Дарсиа Нарваез, профессор психологии Университета Нотр Дам. Она специализируется на исследованиях морального развития детей и влияния первых лет жизни на развитие мозга.
«Сегодня обычным делом стали идеи и практики, которые противоречат здравому смыслу: искусственное вскармливание, раздельный сон и убеждение, что быстрое реагирование на плач малыша может «избаловать» его», — пишет Нарваез.
Это исследование установило, что дети, которых воспитывают так, как это было принято в обществе охотников и собирателей, вырастают более здоровыми эмоционально, и это заставило многих экспертов усомниться в наших современных «нормах» воспитания.
«Грудное вскармливание, реагирование на плач, почти постоянный тактильный контакт и присутствие в жизни ребенка нескольких заботящихся взрослых, — все это было частью процесса воспитания и ухода за ребенком у наших предков, и именно эти практики оказывают положительное влияние на развитие мозга, что в свою очередь не только формирует личность ребенка, но и благоприятствует физическому здоровью и моральному развитию», — утверждает Нарваез.
Исследования доказывают, что, если
- взрослый реагирует на нужды ребенка, а не оставляет его «проплакаться», это помогает развитию сознательности;приятные прикосновения способствуют формированию стрессоустойчивости, самоконтроля и эмпатии;свободная игра на природе влияет на социальные навыки и учит правильному использованию агрессии;и наконец, присутствие нескольких заботящихся взрослых (а не только матери) отражается на уровне интеллекта, адаптивности и, опять же, эмпатии.
По словам Нарваез, эти практики все реже используются в США. Младенцы все больше времени проводят не на руках, а в переносках, автомобильных креслах и колясках. Всего 15% матерей кормят детей грудью до года.
Родственники все реже принимают участие в уходе за ребенком. Также начиная с 1970 года наблюдается колоссальное снижение количества времени, которое родители выделяют для свободной игры
Это может быть следствием современных способов воспитания или каких-то других причин, но в любом случае исследование показывает, что наблюдается эпидемия тревожности и депрессии во всех возрастных группах, включая маленьких детей, растут показатели агрессивного поведения и детской преступности, а у студентов снижается способность к эмпатии, формирующей гуманное, нравственное поведение.
Однако, по мнению Нарваез, родственники и учителя могут оказывать положительное влияние на ребенка, когда он чувствует себя в безопасности рядом с ними. Кроме того, многие упущения раннего детства можно исправить позднее.
«Хорошо функционирующий мозг, управляющий нашей саморегуляцией, креативностью и эмпатией, может развиваться всю жизнь. Хорошо функционирующий мозг развивается в деятельности, занимающей все наше тело: в танце, художественном творчестве или игре в борьбу. Поэтому в любой момент родитель может затеять с ребенком творческую игру, и они будут развиваться вместе».
Автор: Сьюзан Гибер (Susan Guibert)
Перевод Елизаветы Котовой
По материалам: www.alpha-parenting.ru
Источник: