Источник:
Киевский рынок такси насыщенный, а в последние три года резко выросло число служб с фирменными приложениями. Настоящую встряску устроил приходом в Украину известный на весь мир Uber. Громкий стартап заставил шевелиться даже устоявшегося лидера в лице Uklon. Последний недавно обновил приложение, чтобы больше походить на современные сервисы. На фоне борьбы двух гигантов зацвели альтернативы. Одним из таких молодых проектов стал OnTaxi с симпатичным приложением и некоторыми приятными фишками, в том числе необычно дешевым тарифом.
Но придется ли пожертвовать удобным клиентом ради низкой цены? И какой сервис в целом интереснее? Tehnot.com сравнил приложения трёх служб, чтобы найти ответы.
Основные возможности
О ценах поговорим в конце. Начнём с приложений и базовых возможностей, напрямую завязанных на удобство использования программ.
Точка отправки, избранные, типичные маршруты
OnTaxi, Uklon и Uber предлагают функции указания адресов как вручную, так и по установке маркеров на карте. Есть и автоопределение местоположения клиента. Избранные адреса можно сохранять в каждом сервисе и присваивать им конкретные названия, тут паритет.
Uber OnTaxi Uklon
Uber OnTaxi Uklon
OnTaxi и Uklon также содержат отдельное поле для подъезда, а Uber указывает, куда надо подойти, чтобы сесть в авто. Последнее учитывает интересы водителей, а не пассажиров, потому можно считать подход пусть небольшим, но минусом.
Заезды
Все службы позволяют указывать несколько мест назначения. Каждый сервис предлагает делать это как с помощью метки на карте, так и по конкретному адресу. Однако составлять маршрут в Uber и Uklon приходится дольше.
OnTaxi понимает, что если пользователь кликает по карте в конкретных местах, туда можно установить указатель. Если кликнуть «+» рядом с адресом в отметке на карте, место становится частью маршрута. Удалять с этого экрана можно только промежуточные и начальный пункты, но не последний. Только если кликать на карте по отметке адреса, тогда функция удаления отобразится в контекстном меню.
Uklon и Uber делают это хуже: на карте составления маршрута они вообще не позволяют выбрать промежуточные пункты. Это вынуждает переходить в отдельное меню, там добавлять поле для адреса, и затем выбирать место на карте либо вводить адрес вручную. Просмотр маршрута есть на карте, но менять точки и удалять их нельзя.
Управление адресами, заказами и поездками
Все три службы предполагают возможность заказать автомобиль на конкретное время. Также на карте можно увидеть местоположение водителя в реальном времени, если тот принял заказ (и у него работает GPS).
Uklon и OnTaxi из списка поездок умеют повторять условия поездки и заказывать автомобиль с обратным порядком адресов. Пользователям Uber придется менять местами адреса вручную.
Uber OnTaxi Uklon
Возможность сменить адрес после оформления заказа есть только в Uber. Едва ли это важная опция, но когда-нибудь (когда посреди дороги придется сменить место назначения и одновременно будет максимальное недоверие к водителю) может оказаться полезным.
Еще в Uber есть заказ голосом, что также доступно пользователям OnTaxi. Uklon игнорирует опцию, а зря: необязательно знать точный адрес и разбираться в настройках, можно воспользоваться оператором как справочной службой.
Uklon противопоставляет конкурентам гибкие пожелания к поездке: курьер, некурящий водитель, дополнительный багаж в салоне, провоз животного, англоговорящий или молчаливый водитель, встреча с табличкой. Еще отдельной услугой с доплатой идет кондиционер, наличие которого в Uklon, по видимому, не обязательное. OnTaxi пока ограничивает кондиционером (за 10 грн), пустым багажником (бесплатно) и «Драйвером». Uber вообще не заморачивается с такими деталями: что приедет, то и приедет.
Uber OnTaxi Uklon
Заказ авто для друга и бонусы
Uber содержит автоматическое напоминание избранным контактам о поездке как при определенных условиях (вечером), так и всегда. OnTaxi (как и Uklon) позволяет делиться поездкой вручную со всеми ключевыми сведениями: контактными данными, маршрутом и местоположением авто с трекингом по ссылке. При этом говорить о преимуществе Uber не приходится, поскольку все равно нужно совершить дополнительное действие, чтобы поделиться маршрутом.
Возможность заказать автомобиль другу и/или оплатить поездку за кого-то есть в Uklon, но в Uber и OnTaxi отсутствует. Если заказать кому-то автомобиль со своего аккаунта (чтобы заплатить за него), то вызвать еще одно авто, пока не закончится поездка друга, не выйдет.
Uber предлагает семейный аккаунт, в котором можно платить за членов семьи. Но разовые поездки в таком формате оформить не выйдет. Зато тут есть возможность «разделить стоимость поездки» на группу пассажиров.
Промокоды существуют в каждом сервисе, что особенно хорошо заметно по соцсетям, когда приходит новый игрок. OnTaxi пошёл дальше и предложил кешбек для постоянных клиентов. Его размер составляет 5% от суммы поездки, но начисление происходит только при заказе авто класса «Стандарт» и выше.
Опыт поездок
Самым спорным пунктом в сравнениях служб такси выступает именно практика езды. Кто-то живет в зоне, плохо охваченной таксистами конкретной службы, из-за чего машин маловато и время ожидания продолжительное. Кому-то попадались хамы только с шашечками одной компании. Несмотря на разные детали, оставить без внимания общие ощущения от поездок в каждой службе нельзя.
Uklon
Время подачи машины за последние 5 поездок составляло 10-12 минут. Заказы при этом принимаются почти моментально, в течение пары секунд после размещения. Такая практика намекает, что водители используют сторонний софт для автоматического перехвата заказов. И всегда в таком случае аватар водителя — это девушка из фотостоков с подписью «Больше, чем такси».
Хотя в ходе тестирования заказывались только самые бюджетные опции, сервис дважды повышал класс авто до комфорта без доплат. Видимо, в эту категорию не сложно попасть. Либо в Uklon не идут работать люди с автомобилями начального уровня.
Салон автомобилей всегда был чистым и без посторонних запахов. Водители каждый раз ехали не пристегнутыми. Музыка в салоне если и присутствовала, всегда с невысокой громкостью. В трех случаях водители перезванивали, как подъезжали по адресу, вместо использования исключительно встроенных в приложение систем оповещения.
Uber
Главным преимуществом Uber cтала подача машины — ни разу не приходилось ждать больше минуты для подтверждения заказа, а само авто приезжало за 2-4 минуты. Это не всегда удобно: пока соберешься и спустишься с верхних этажей современных зданий, уже запускается счетчик за простой.
Состояние автомобилей претензий не вызывает, менее гибкая градация по классам тоже не стала проблемой, уровень ни разу не был хуже, чем у конкурентов. Ремнями безопасности в Uber не пользуются, зато музыку всегда предпочитают нейтральную. И не болтают почем зря в поездках.
Один раз водитель решил сообщить о прибытии телефонным звонком. И ситуация с современной многоэтажкой обрела новые краски — за полторы минуты спуска в лифте пришлось получить трижды звонок и одно сообщение в приложении Uber.
OnTaxi
Время подачи автомобиля составляет в среднем 8 минут, а заказа — 25 секунд, сообщает сервис. Пять последних поездок показали близкие к статистическим данным результаты. Дважды наблюдались проблемы в будний день в районе обеда — на левом берегу Киева никто не брал заказ по месту в течение трёх-четырех минут. С правым берегом таких проблем не встретилось ни разу.
Регулярно заказывая «Эконом», в половине случаев покатаешься на повышенном классе. Это вдвойне приятно из-за более низкой цены за базовую опцию автомобиля, чем доступно в принципе в Uklon или Uber. Авто предсказуемые по качеству, поскольку еще на этапе принятия заказа можно рассмотреть фотографии (салон и экстерьер).
Один водитель проинформировал о приезде звонком, но у него была причина — автомобиль в приложении указывался другой. Как выяснилось в личной беседе, так случилось из-за нахождения основного авто в ремонте. А приложение для водителей не позволяет добавить несколько транспортных средств одновременно, уточнил таксист. Класс и состояние авто при этом соответствовали указанному в заказе.
Хотя это напрямую с сервисом не связано, один из таксистов пожелал «Хорошего дня» по завершению поездки. Такая вежливость не встретилась у конкурентов ни разу.
Цены
Сколько бы службы такси ни предлагали дополнительных возможностей, главным запросом остаётся низкая стоимость. Подчас это важнее скорости подачи.
Опции
Во всех службах есть настройка для оплаты картой или наличкой. Стоимость поездки можно вручную менять в Uklon, выставляя минимальную цену даже в часы пик или накидывая приличную доплату в мало нагруженные часы. Стимулировать водителей более высокой оплатой можно и в OnTaxi, добавляя к стоимости поездки на этапе формирования заказа по 5 грн за шаг.
Uber сам решает, сколько будет стоить поездка. Чаевые можно оставить, но именно что чаевые, то есть уже после представления услуги. Повысить шансы на поездку более высокой стоимостью или скинуть задранный тариф до приемлемой суммы в приложении мирового гиганта нельзя.
Выбор класса автомобиля самый гибкий в OnTaxi, Uber — самый слабый. OnTaxi почти полностью соответствует Uklon, но уникален предложением «Эконом».
Поездка
Короткая поездка: от дома до метро. Возьмём маршрут с Харьковского Шоссе, 56, до метро «Харьковская» (3,9 км).
Средняя поездка: с футбола домой. Едем от СК «Олимпийский» до проспекта Валерия Лобановского, 130 (5,6 км).
Дальняя поездка: из парка «Наталка» на Борщаговку. Направляемся от Оболонской набережной, 9, до бульвара Кольцова, 17 (16,2 км).
Механизм списания
Uber списывает средства уже после завершения поездки. При этом сумма редко соответствует изначальному расчету из-за быстрого истечения простоя (две минуты против пяти у конкурентов). Более того, фактически выставленный счёт расходится с реальным списанием. Так больше не происходит ни у кого, чем раздражает еще больше:
Схема OnTaxi — средства с карты списываются еще в момент поиска авто. Дальше водители могут принимать заказы и отменять их как угодно часто, по новой оплата не взымается. Но если отменить поиск автомобиля, средства тут же вернутся на счёт.
Uklon снимает деньги в момент, когда водитель подтвердил заказ. Это наиболее прозрачный вариант для потребителя, но если водители начинают отказываться от поездки, а новые — принимать, средства замораживаются раз за разом.
Подход Uklon оказывается наиболее недружелюбным по отношению к клиенту. Вариант Uber хорош, потому что ты платишь только по факту оказания услуги, но несоответствие указанной сумме и неточное прогнозирование на этапе посадки сводят преимущества на нет. OnTaxi по итогу оказывается лучшим вариантом с точки зрения пассажира.
Выводы
Uber на практике подавал автомобиль быстрее всех. Но минимум опций и невозможность влиять на стоимость поездки делают этот сервис удобным только вне пиковых часов и при личном перемещении без крупногабаритного груза.
В Uklon блокировка средств при отказах от поездки и махинации с приемом заказов со стороны водителей периодически вызывают раздражение. Гибкость ценообразования и различные опции дают возможность выбирать, как именно ехать. Это часто оказывается полезным.
Машины OnTaxi на левом берегу столицы приходится ждать чуть дольше, а гибкость в дополнительных опциях уступает «Уклону». Зато по доступным вариациям авто проблем нет, а «Эконом» порадовал самыми низкими ценами. Более дорогие опции содержат приятный кешбек 5%, что будет интересным для тех, кто регулярно пользуется такси.
Выбирать же лидера по приложению невозможно: у всех программы выглядят современно и работают быстро. Лучше опираться на более ощутимые различия и собственный опыт. А также поглядывать периодически на конкурентов любимой службы, чтобы полнее ощущать преимущества и недостатки всех доступных вариантов.