В зоне отчуждения нужно убрать лишний китч и задать туризму правильный тон, который бы напоминал о трагедии.
Интерес к месту ядерной катастрофы, которая произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 году, сильно вырос с появлением сериала HBO. Но оно еще не стало местом торжества и размышлений.
«В прошлом ноябре я стояла в лесу в Припяти – городе, эвакуированном после взрыва реактора Чернобыльской АЭС, расположенного в 2 километрах. И украинские солдаты то смеялись с меня, то кричали. На мне был неуклюжий защитный костюм, который я надела, когда вышла из автобуса. Я глупо протянула свои обнаженные руки и коснулась верхушки тернистого куста. В Припяти ни к чему нельзя прикасаться. Поэтому у меня были проблемы», — пишет на страницах The Guardian Меган Нолан.
Раньше Чернобыль был направлением исключительно для экстремальных туристов. Но он постепенно открылся массам благодаря доступности туров и появлению базовых помещений. Интерес к месту стремительно вырос из-за сериала «Чернобыль» от канала HBO, который превратил в кинодраму период после взрыва реактора. Фильм стал большим хитом с лучшими в истории оценками на IMDb. Один из туристических операторов, который возит людей в зоне отчуждения, сообщил автору, что заказы выросли на 40% в этом месяце по сравнению с маем прошлого года.
Читайте такжеThe Atlantic: «Чернобыль» напоминает, как миру повезло с распадом СССР
«На что же похожа такая поездка? Я побывала там для работы, но объехала зону отчуждения вокруг реактора и Припять ровно так же, как и все туристы. Это было тревожно. Я испытывала недостаток исторического контекста. За пределами периметра, где военные проверяют паспорт и уровень радиации, продавцы торгуют закусками с символами радиационной угрозы на этикетке: от противогазов до резиновых защитных устройств. Я сфотографировала вывеску чернобыльского мороженого», — вспоминает автор.
В самой Припяти среди заброшенных аттракционов, школ и жилых кварталов приезжие пытаются подстроить среду под свое представление о покинутом городе, ища остроты. Автор вспоминает, как один фотограф осторожно толкнул карусель, чтобы она тяжело и со скрежетом двинулась с места. В книге «Голоса Чернобыля» Светланы Алексиевич, на которую сериал сильно опирался, один из местных рассказывал: «Газетные репортеры бросились к нам, начали фотографировать нас с дешевыми спецэффектами. Вот окно заброшенного дома. Они поставят туда скрипку и назовут это «чернобыльской симфонией». Не надо ничего придумывать».
Читайте такжеForbes: Может ли катастрофа в Чернобыле повториться?
Человеческая любознательность неисправима. И было бы нелепо и невозможно отрицать существование этого большого, напряженного пространства, которое играет важную роль в советской и мировой истории. Но Чернобыль все еще не задал правильный тон туризму. Потенциальная опасность стала товаром для тех, кто хочет посетить зону отчуждения.
«Мы надевали защитные костюмы и водили везде счетчиками Гейгера не потому, что нам было это нужно. А потому, что это давало нам желанное чувство близости к опасности», — говорится в статье.
В отличие от других мест трагедий, которые, несмотря на наплыв посетителей, остались местами торжества и размышлений, поездка в Чернобыль остается беспорядочным и морально неприятным опытом. Кусок китчевого «радиоактивного» мороженого может стать поперек горла. И на самом деле было бы хорошо, если бы это действительно произошло хотя бы на мгновение.
Источник: