Овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова. Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его.
Работа над пересказом состоит из нескольких этапов и каждый из них по-своему важен.
Подготовка к восприятию художественного текста, адекватно замыслу автора.
- Перед прочтением рассказа необходимо обобщить жизненный опыт ребенка по проблеме произведения.
Так, например, при чтении рассказа «Акула»: формируем представление понятия о социально-исторических условиях, в которых происходят действие произведения.
Важно! Уточняем слова, без понимания которых трудно понять общий смысл текста.
Создание мотивации к слушанию.
-
-
-
- Поставить проблему перед ребенком и сказать: «Теперь ты прочтешь и узнаешь, почему именно так автор назвал свой рассказ».
-
-
Первичное чтение произведения:
-
-
-
- создание целостного представления о произведении,
-
-
-
-
- помочь эмоционально почувствовать художественное произведение.
-
Какое впечатление на тебя произвел этот рассказ?
Чтение текста по частям и анализ каждой части (вторичное чтение):
-
-
-
- помочь глубоко осознать текст,
-
-
-
-
-
- понять его скрытое содержание,
-
-
-
-
-
- формирование умения анализировать форму художественного текста, его язык,
-
-
-
-
-
- видеть единство формы и содержания.
-
-
Обобщающая беседа — ее цель:
-
-
-
- помочь понять идею, рационально оценить поступки героя,
-
-
-
-
-
- установить связь основной мысли с жизнью ребенка,
-
-
-
-
-
- формирование нравственной установки и образцы поведения.
-
-
Работа над текстом, после его чтения и анализа:
-
-
-
- формирование выразительного чтения, речевых умений, связанных с пересказом.
-
-
Рассмотрим каждый этап на примере рассказа Николая Носова «Живая шляпа».
Источник: mamsik.net