В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова «Живая шляпа».
В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова «Живая шляпа».
Первый раз рассказ читает взрослый.
Н. Носов «Живая шляпа».
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Обсуждение.
– Как ты думаешь, почему писатель назвал свой рассказ «Живая шляпа»?
(Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывай, что каждая часть должна содержать основную мысль. Давай вместе составим план рассказа.
— Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа).
-
- Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и
отмечаем карандашом границы.
1 часть.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
2 часть
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
3 часть
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
4 часть
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).
– О чём эта часть рассказа?
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
Почему автор именно так построил свой рассказ?
– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)
Вторая часть.
Читаем вторую часть рассказа.
— Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?
— Смелые они мальчики или трусишки?
– Как развивались события дальше?
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)
— Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.
— Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?
— Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?
– Придумай название этой части. (Испуг)
Третью часть рассказа можно прочитать по лицам, т.е. диалогом.
— Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумай название этой части. ( Решение ребят)
Читаем четвертую часть рассказа.
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумай название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
— Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).
— Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?
— Как бы ты поступил на их месте?
План рассказа «Живая шляпа» (выписываете отдельно).
Котёнок и ребята.
Испуг.
Решение ребят.
Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
Закрепление материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
(восстанавливаем план по картинкам)
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.
2 картинка
Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?
Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.
Что изображено на четвертой картинке?
– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.
Также на проверку содержания рассказа можно провести игру
Игра “Блицопрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха
— Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.
-
- Кто смел, тот и съел.
-
- У страха глаза велики.
-
- Велика голова, да мозгу мало.
- Трусливому зайке и пенёк волк.
У страха глаза велики.
-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
— Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения?
— Так смешной или страшный этот рассказ?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Источник: mamsik.net