Содержание
- 1 Что такое когнитивные способности, и как их правильно развивать?2 Мыслительные процессы3 Области когнитивных исследований4 Когнитивная терапия5 Когнитивное мышление6 Развитие когнитивных способностей7 Когнитивные способности у детей8 Когнитивные способности у взрослых9 Упражнения для развития когнитивных способностей
Что такое когнитивные способности, и как их правильно развивать?
У человека с рождения есть когнитивные способности. Их важно развивать с детства, чтобы логика не тормозила и память не подводила. К старости мозг начинает работать менее активно. Как сохранить и преумножить ясность ума в течение жизни?
Мыслительные процессы
Понимание интеллектуальных способностей человека выходит далеко за рамки определения IQ. Ученые выделяют различные типы интеллекта: логический, музыкальный, межличностный и множество других. В психологии существует несколько подходов к изучению появления и развития способностей. Одна из таких теорий основана на том, что человек в течение жизни самостоятельно или под воздействием окружающей среды развивает мыслительные процессы. Так, к когнитивным способностям относят умения:
-
запоминать;
решать задачи;
воображать;
воспринимать мир и людей;
фиксировать новые понятия.
Области когнитивных исследований
Мыслительные способности людей изучаются многими научными областями: философией, психологией, социологией и лингвистикой. Исследование когнитивных способностей дает представление о важных процессах.
-
Умении человека анализировать окружающий мир.
Отражении культуры и языка на восприятии мира отдельным человеком.
Влиянии сознательного и бессознательного на поведение людей.
Появлении врожденных и приобретении способностей в течение жизни.
Возможности создания искусственного интеллекта с развитыми когнитивными способностями.
Когнитивная терапия
Область психотерапии, которая ищет источники нервных расстройств человека в способе мышления. Это направление разработал А. Бек, который в свое время разочаровался в возможностях психоанализа. Если при психоанализе терапевт капается в прошлом пациента, то при когнитивном подходе – анализирует текущие негативные установки и модели мышления. На сеансах человек учится новым подходам к жизненным ситуациям, которые могут вызывать трудности.
Когнитивная терапия выявляет неблагоприятные эмоции и мысли и помогает человеку их преодолеть. Пациент учится думать иначе, принимать решения по-новому, общаться с людьми иным способом. В результате когнитивной терапии человек преодолевает психическое расстройство или получает от него меньше вреда. Такая терапия также повышает эффективность медикаментозного лечения.
Когнитивное мышление
Мышление входит в число наиболее важных когнитивных процессов. Развивается с детского возраста. Позволяет человеку вырабатывать модель поведения, адекватную окружающему миру. Выделяют несколько типов мышления:
-
Наглядно-действенное. Развивается у малышей до 3-х лет. Ребенок познает мир и объекты наощупь.
Наглядно-образное. Развивается у детей 4 – 7 лет. Ребенок учится решать задачи, ориентируясь на мысленные образы.
Отвлеченное. Человек использует абстрактные образы для понимания мира.
Развитие когнитивных способностей
Каждый день перед человеком открываются новые двери. Очередные вызовы требуют адекватной реакции. Поэтому человек в течение жизни развивает имеющиеся и приобретает новые способности. Однако для этого важно иметь любознательность и активную жизненную позицию. Задача каждого родителя – привить такой подход детям, но также не забывать развиваться самому.
Когнитивные способности у детей
Первые навыки появляются и развиваются уже с самого младенчества. Занятия и игры следует выбирать исходя из возрастных особенностей. Психологи выделяют несколько групп по этому критерию. В первые 30 дней жизни способности ограничены. Но уже после первого месяца они начинают проявляться.
-
1 – 4 месяца. Ребенок начинает сосать палец или руку. Это своеобразная аккомодация. Малыш занимается этим, когда получает недостаточно материнского молока.
4 – 8 месяцев. Ребенок начинает постепенно изучать окружающую среду. В этом ему помогают игрушки, рассчитанные на соответствующий возраст. Играя с шарами и мячиками, малыш анализирует взаимодействие различных объектов. Игрушки с лицами животных и сказочными персонажами – первый шаг к развитию творческих способностей.
8 – 12 месяцев. Полезны игрушки, которые развивают координацию движений. С этой задачей справляются коврики, пирамиды с составными элементами, большие машинки без мелких деталей.
12 – 18 месяцев. Ребенок начинает решать задачи при помощи мышления. На этом этапе игрушки в виде больших конструкторов улучшают когнитивные способности.
После двух лет у детей активно развиваются умственные способности. У детей 2 – 7 лет сильно развит эгоцентризм. При игре с ними нужно помнить, что им сложно оценивать свои действия со стороны.
После 7 лет у детей появляется способность группировать объекты. Полезно собирать пазлы, мозайки, подходящий по возрасту конструктор. Дети учатся читать, писать, считать. Запоминают наизусть, занимаются сочинительством. В этом возрасте закладывается фундамент интеллектуальных способностей. У будущих гениев навыки могут проявляться раньше, чем у других детей.
Когнитивные способности у взрослых
Человек, всесторонне развиваясь, повышает самооценку и настроение. Творческий подход и разнообразие позволяют избежать рутины. Успешные люди постоянно совершенствуются духовно и физически.
Существуют классические советы по развитию когнитивных способностей.
-
Изучение иностранных языков развивает лингвистические способности.
Решение логических задач, участие в интеллектуальных играх.
Экспериментирование с физическими упражнениями. Увеличение нагрузок, если организм позволяет. Поиск индивидуальной программы.
Упражнения для развития когнитивных способностей
Чтобы поддерживать мозг в форме, его необходимо тренировать. Предлагаем несколько рекомендаций от психологов.
-
Попробуйте синхронно рисовать. Вооружитесь карандашами и попробуйте нарисовать одновременно два рисунка – правой и левой рукой. Начните с одинаковых изображений. Рисуйте разные картины, когда приноровитесь.
Считайте в уме. Вспомните таблицу умножения и отложите калькулятор подальше.
Поиграйте в настольные игры. Можно ограничиться классикой, а можно найти что-нибудь похитрее. Главное, чтобы была работа для мозга.
Составьте автобиографию. Вспомните, как протекала жизнь со времен школьной парты. Скучно? Тогда попробуйте восстановить события в обратном порядке, начиная с текущего момента.
Источник: