Немного теории. Женственность/фемининность – это не только половые признаки, но и то, как женщину видит общество, чего оно от нее ждет (то же самое можно сказать и о мужественности, но сегодня речь не об этом).
Эти ожидания называются гендерными нормами. Они не высечены в камне, а меняются с течением времени, в зависимости от исторического контекста, культуры, общества.
Если задуматься о традиционной женской модели, мужские и женские роди будут четко разделены, а «удел женщины» — это классическая триада: кухня, дети, церковь. Женщина-мать, женщина-жена, женщина – хранительница домашнего очага. И вот примерно где-то здесь и начинается проблема. Далеко не всегда самоощущение девочки/женщины будет совпадать с общепринятым каноном. Иногда она может найти баланс, а иногда вынуждена подстраиваться под свое окружение, полностью забывая про свои индивидуальные качества и потенциал – вот здесь-то она и включает свою фемининность на максимум, а индивидуальность ставит на минимум.
Как же это выглядит со стороны?
Это фиксация на своей внешней привлекательности, преувеличение таких качеств, как забота и эмпатия.
Классический пример – домохозяйки из фильма «Степфордские жены».
Внешне просто идеальная картинка, а на практике приводит к алкоголизму, депрессии и даже самоубийству. И к полному непониманию окружающими этих страданий – у тебя же идеальные муж, дети и дом, чего тебе еще надо?
При этом отношения ни с мужем, ни с детьми идеальными не назовешь.
«Классический» мужчина должен доминировать, а «классическая» женщина – быть покорной и зависимой. Даже если у женщины есть сила и власть, демонстрировать их нельзя ни в коем случае. Вспомните Катю и Гошу из фильма «Москва слезам не верит». Катя – успешная и состоявшаяся женщина, но, во-первых, вся ее успешность меркнет перед фактом ее незамужности, а во-вторых, решать будет Гоша, потому что он мужчина (других аргументов у него нет). Решать он, кстати, собрался в Катиной квартире и, вполне возможно, на ее зарплату.
В такой ситуации женщина начинает реализовывать свою власть через манипуляцию (в том числе сексуальную), но это еще больше отдаляет пару от равенства, ведь в этих отношениях нет доверия, а мужчина, чувствуя манипуляцию, либо эмоционально отдаляется, либо буквально уходит. И на самом деле такие отношения не удовлетворяют никого.
Что касается детей, рано или поздно они вырастают, у мужа развивается карьера (более того, в этот период она, скорее всего, на самом подъеме), а женщина оказывается у разбитого корыта. Иногда она видит в этом возможность сблизиться с мужем, начать что-то новое, но иногда ей проще идти уже знакомым путем и всеми силами удерживать ребенка в семье, пытаться отсрочить его взросление и так никогда его и не отпустить. Художественного примера в этот раз не будет, будет из практики. Дима (имя изменено) уже закончил университет, работал и жил со своей девушкой, при этом каждый день обедал у мамы, благо ему «повезло» найти работу рядом с ее домом, а каждое субботнее утро он должен был приезжать к ней на завтрак. Девушку никогда не приглашали, а неявки Димы строго карались обидами и острым ухудшением здоровья мамы.
Что-то откликнулось?
В следующий раз поговорим о сверхценности внешней привлекательности (она же сексуальная объективация женщины), материнстве и о том, какие перемены мы получили в двадцатом веке.
Не переключайтесь 😉
P.S. Советую еще посмотреть фильм «Улыбка Моны Лизы».
Зайцева Ольга Александровна
Источник: