психология

Метафора как образ мира.

 

Весь мир – метафора. 

Иоганн Вольфганг Гёте.

Метафоры – это способ передать суть объекта, субъекта или явления посредством сравнения его свойства с чем-либо сходным по смыслу, перенесение этого смысла от одного объекта к другому.

Метафоры — частый прием в литературном творчестве, мифы и сказки глубоко метафоричны, афоризмы, пословицы, поговорки используют метафоры для передачи тонкого смысла того или иного жизненного принципа, какой-либо социальной установки или взывают к добродетели.

Метафоры часто встречаются нам в разговорной речи («свободный, как ветер», «голоден, как волк», «разозлился, словно озверел»), люди не просто с помощью метафор более образно передают свои мысли и переживания, но и «примеряют» на себя и окружающую действительность различные качества и свойства. Но делать это можно по-разному, так как метафоры – гибкий инструмент, с помощью которого можно формировать то или иное восприятие реальности.

И действительно, себя можно винить за леность, говоря, что «от безделья мхом порос», а можно сказать, что это не лень, а благородное спокойствие йога, который постигает высшие сферы.  Можно сравнить свой высокий рост с каланчой, а можно решить, что ты высок, как баскетболист с мировым именем, и каждая метафора дает определенную эмоциональную окраску, пробуждает особое отношение к предмету метафоры. Метафора – это образ действительности, открывающий новые смыслы.

В книге «Сила мифа» Джозефа Кэмпбелла мне встретилась мысль, показавшаяся очень интересной с точки зрения психотерапевтической работы: для того, чтобы изменить мир, можно изменить метафоры. На многие ситуации нашей жизни можно подбирать различные метафоры, и смотреть на ситуацию как сквозь разные линзы, меняя отношение, точку зрения, градус напряжения, поворачивать ситуацию с разных сторон, анализируя и происходящее, и свою роль в происходящем.

Техники психологической работы с использованием метафор могут быть разнообразны, и здесь важно войти в понятийное поле клиента, встретиться с ним в модели мира, который клиент создает с помощью своих метафор. Например, психолог может попросить клиента сравнить ситуацию или действующих лиц с какими-либо схожими по качествам предметами или явлениями, уточнить значение метафоры для клиента, как применительно к эмоциям, так и к логике, узнать, почему клиент выбрал именно такое сопоставление. Попросить примерить другие метафоры, подобранные самим клиентом или предложенные психологом и отследить их воздействие на объект, к которому метафора применяется – если он изменился в глазах клиента, то как? В чем проявились отличия? Каковы теперь реакции у клиента на ситуацию или человека? Таким образом, открывается широкое поле для анализа проблемы, обретения новых граней понимания и точек зрения, появляется возможность для того, чтобы клиент смог вывести альтернативные варианты решения вопроса или постижения происходящего.

И даже порой достаточно просто подобрать правильную метафору к ситуации клиента, чтобы он получил важную для себя информацию, ведущую к более глубокому пониманию событий, так как его угол зрения сместится, возникнет другой взгляд на проблему и ее причины.

Коновалова Ирина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...