Причины, препятствующие проработке довербальных травм.
Проддолжение статьи Довербальная травма. Диалог через тело. https://www.b17.ru/article/140415/
Тема довербальных травм является одной из наиболее сложных в психотерапевтической работе. Это происходит по нескольким причинам. Я назову три основные, как они видятся мне.
Первая – это определённые ограничения в использовании только вербальных методов.
Когда в процессе психотерапии с клиентом удаётся дойти до переживаний раннего возраста, он начинает регрессировать: актуализируются чувства, ощущения, переживания из младенчества. В этом возрасте дети ещё не умеют говорить, и клиенту становится трудно понимать и называть то, что с ним происходит. Он может не отвечать на вопросы, молчать, либо говорить, что я не знаю, не понимаю, пусто, ничего не хочу, всё бессмысленно.
Для переработки и интеграции травматического опыта необходимо собрать в единое целое расщеплённые части сознания – мысли, чувства, ощущения, импульсы. В довербальном регрессе сделать это не представляется возможным.
Но здесь может быть и другая причина, почему клиент перестаёт говорить и реагировать на слова терапевта: он попал в воронку шоковой травмы. Это определяется по внешним телесным признакам: выражение глаз, мимика и цвет лица.
Если в первом случае мы можем продолжать работать, используя кроме словесных методов ещё и телесные, то во второй ситуации, человека нужно выводить из воронки травмы и шоковой реакции, чтобы избежать ретравматизации.
Другая трудность – желание клиента прервать терапию.
Это может быть вызвано тем, что часто у человека довербальная травма является не единичным эпизодом, а началом травматического жизненного пути с множественными случаями ретравматизации.
При затрагивании одного болезненного опыта, могут открыться и активизироваться другие травмы. Такого материала становится слишком много. Это может достаточно сильно дистабилизировать клиента, у которого была уже своя, пусть и болезненная, точка равновесия.
Человек может испугаться и прервать терапию, опасаясь, что он может разрушиться. Тут встаёт вопрос нехватки ресурса у клиента чтобы продолжить работу.
Для того, чтобы минимизировать вероятность, что это произойдёт, я предлагаю провести определённые действия с клиентом на стадии преконтакта. Это методы создания телесного ресурса клиента, позволяющие снизить тревогу и сохранить устойчивость в ситуациях высокой интенсивности.
Я отдельно расскажу о них в 3-й части статьи.
Третей причиной, блокирующей проработку ранней детской травмы, является стремление клиента контролировать терапевта и терапевтический процесс.
У клиентов это хорошо осуществляется с помощью двойных посланий.
С одной стороны, они говорит о своей заинтересованности и желании сотрудничать в проработке заявленной темы.
С другой стороны, клиент будет всячески ограничивать, останавливать интервенции терапевта, не подпуская его близко к тому, что может вызвать напряжение, тревогу. Как только на сессии вы будите приближаться к кому-то болезненному опыту, клиент будет что-то делать, говорить, чтобы этот опыт стал недоступен для проработки.
Через некоторое количество сессий терапевт окажется в ловушке, когда у него номинально много терапевтических возможностей, но реально он в бессилии.
В следующей части статьи я расскажу:
- Об этапах психотерапевтического процесса довербальной травмы о шагах терапии, которые необходимо произвести на стадии преконтакта.
#психологЕленаТузиковакризистравматело
https://www.facebook.com/e.tuzikova
Тузикова Елена Николаевна
Источник: