психология

Причины, препятствующие проработке довербальных травм.

Причины, препятствующие проработке довербальных травм.

Проддолжение статьи Довербальная травма. Диалог через тело.  https://www.b17.ru/article/140415/

 

Тема довербальных травм является одной из наиболее сложных в психотерапевтической работе. Это происходит по нескольким причинам. Я назову три основные, как они видятся мне.

 

Первая это  определённые ограничения в использовании только вербальных методов.

 

  Когда в процессе психотерапии с клиентом удаётся дойти до переживаний раннего возраста, он начинает регрессировать: актуализируются чувства, ощущения, переживания из младенчества. В этом возрасте дети ещё не  умеют говорить, и клиенту становится трудно понимать  и называть то, что с ним   происходит. Он может не отвечать на вопросы, молчать, либо  говорить, что  я не знаю, не понимаю, пусто, ничего не хочу, всё бессмысленно.

   Для переработки и интеграции травматического опыта необходимо  собрать в единое целое расщеплённые части сознания – мысли, чувства, ощущения, импульсы. В довербальном регрессе сделать это не представляется возможным.

   Но здесь может быть и другая причина, почему  клиент перестаёт говорить и реагировать на слова терапевта:  он попал в воронку шоковой травмы. Это определяется по внешним телесным признакам: выражение глаз, мимика и цвет лица.

   Если в  первом случае мы можем продолжать работать, используя кроме словесных методов ещё и телесные, то во второй ситуации, человека нужно выводить из воронки травмы и шоковой реакции, чтобы избежать ретравматизации.

 

Другая трудность – желание клиента прервать терапию.

 Это может быть вызвано тем,  что часто у человека довербальная травма является не единичным эпизодом, а  началом травматического жизненного пути с множественными случаями ретравматизации.

    При затрагивании одного болезненного опыта,   могут открыться и активизироваться другие травмы. Такого материала становится слишком много. Это может достаточно сильно дистабилизировать клиента, у которого была уже своя, пусть и болезненная, точка равновесия.

Человек может испугаться и прервать терапию, опасаясь, что он может разрушиться. Тут встаёт вопрос нехватки ресурса у клиента чтобы продолжить работу.

Для того, чтобы минимизировать вероятность, что это произойдёт, я предлагаю провести определённые действия с клиентом на стадии преконтакта. Это методы создания телесного ресурса клиента, позволяющие снизить тревогу и сохранить устойчивость в ситуациях  высокой интенсивности.

Я отдельно расскажу о них в 3-й части статьи.

 

Третей причиной, блокирующей проработку ранней детской травмы, является стремление клиента контролировать терапевта и терапевтический процесс.

У клиентов  это хорошо осуществляется с помощью двойных посланий.

 С одной стороны, они говорит о своей  заинтересованности и желании  сотрудничать в проработке заявленной темы.  

С другой стороны, клиент будет  всячески ограничивать, останавливать интервенции терапевта, не подпуская его близко к тому, что может вызвать напряжение, тревогу. Как только на сессии вы будите приближаться к  кому-то болезненному опыту, клиент  будет что-то делать, говорить, чтобы этот опыт стал недоступен для проработки.

 Через некоторое количество сессий терапевт окажется в ловушке, когда у него номинально много терапевтических возможностей, но реально он в бессилии.

 

В следующей части статьи я расскажу:

 

    Об этапах психотерапевтического процесса довербальной травмы о шагах терапии, которые необходимо  произвести на стадии преконтакта.

 

#психологЕленаТузиковакризистравматело

 

https://www.facebook.com/e.tuzikova

 

Тузикова Елена Николаевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...