Понимание функционального значения побега
В подходе, который я использую, мы рассматриваем поведенческий симптом (в том числе, побег) как проявление процессов, происходящих в системе отношений ребенка, в его взаимодействии с окружающими людьми и миром, как проявление глубинных механизмов и динамик, позволяющих ребенку функционировать в мире.
Подробно о функциональном значении симптома — смотри в моей статье, размещенной ранее.
В каждом конкретном случае необходимо проведение углубленного системного исследования всех обстоятельств.
Системный анализ – это выявление в функционировании ребенка и системы, в которую он включен, тех механизмов и динамик, которые способствуют возникновению и сохранению у него трудностей в повседневной жизни, различных расстройств или симптоматического поведения. Во-вторых – это определение тех психологических особенностей ребенка и его близких людей, наличия и особенностей защитных факторов и ресурсов, которые могли бы быть использованы при проведении работы по налаживанию ситуации.
Принципиально важно сохранять принцип системности и работать не с ребёнком (подростком) – носителем симптома, а с системой отношений и социальных связей, в которую включен конкретный ребёнок. А это, прежде всего, его семья, родственники, воспитатели-наставники, друзья, коллеги по интернату и школе.
В подходе, который я применяю, ребёнок и семья перестают быть только “козлом отпущения”, мишенью для внешних коррекционных воздействий и выступают как равноправные и заинтересованные партнеры. Семья больше не рассматривается только как источник «болезни» или «проблемы», а становится союзником и партнером в восстановительном реабилитационном процессе. При этом она же выступает в качестве эксперта по своим проблемам, семья сама разрабатывает план решения проблем и несет ответственность за выполнение плана. Системный подход предполагает и учет социокультурного и смыслового контекста ребёнка и семьи, их ценностей, взглядов.
В последнее время мы все чаще используем термин «восстановительный» подход, хотя «реабилитация» – это тоже восстановление. Разница в том, что восстановление – это более активный процесс со стороны самого человека, в то время как реабилитация подразумевает большую активность со стороны «внешних» специалистов.
Предлагаю вам, разработанную мной классификацию побегов, которую очень удобно использовать в работе с детьми и подростками.
Классификация побегов (уходов) детей (© Винокуров, 2016):
А. Побег как спасение
Ребенок убегает оттуда, где
— отсутствие близких эмоциональных отношений со значимым ругим («ничто и никто не держит»);
— отсутствие безопасности и ощущения защищенности;
— эмоциональное отвержение ребенка («не нужен», феномен «замещающего» ребенка 1, «депрессивная» мать и др. исключающие динамики);
1 Как вариант такой динамики – рождение ребенка вслед трагически погибшего брата или сестры, горе и переживание матери заставляет ребенка принять на себя заместительную роль и начать проживать не свою собственную, а «жизнь вместо». Неблагоприятным следствием этой ситуации будет растерянность ребенка, когда он, глядя в обращенные на него глаза матери, будет видеть не радость и любовь, а горе и печаль.
— жестокое обращение и насилие (физическое, психическое, сексуальное, пренебрежение нуждами), травля, тревога, страх, не-желание повторения травматической ситуации;
— дефицитарность среды, в которой живет ребенок (сенсорная, эмоциональная, коммуникативно-ролевая);
— чрезмерное давление взрослых, несоответствие требований и ожиданий, которые предъявляются ребенку, возрасту, задачам развития, потребностям ребенка (в том числе, неадекватный надзор/контроль, потворствующая гиперопека, противоречивое воспитание, предъявление завышенных требований к ребенку);
— чрезмерное напряжение в системе, в которой находится ребенок (ситуация затяжного конфликта, «меня не понимают», тяжело протекающий развод у родителей, тяжелые психические заболевания у окружающих взрослых, включая алкоголизм, нар-котическую зависимость), и превышение порога стресс-уязвимости ребенка.
Б. Побег как поиск
— поиск места и отношений, где понимают, доверяют, где можно пережить опыт, что «тебя видят и слышат», «ты – нужен», «тебя ждут», «тебя уважают»;
— как приключение, способ познания мира, поиск нового и неизведанного;
— как форма самоутверждения, «доказать себе и другим, что могу», доказать, что «уже взрослый, самостоятельный»;
— удовлетворение потребности в признании другими людьми, «быть замеченным»;
— поиск себя, формирование идентичности;
— как способ восстановить разрушенные кровные связи («к маме», «к папе», «к родным людям и местам»), в том числе восстановление связи с отцом через повторение его судьбы и модели поведения («сбежал как твой отец-негодяй»);
— побег как крик, сигнал о помощи;
— как способ изменить сложившуюся ситуацию, «расшатать», обострить то, что «застыло» и нуждается в трансформации.
В. «Внутренние» побеги
— «уход» в роль «клоуна», «неудачника», аутсайдера;
— в затяжное депрессивное состояние;
— в зависимость от употребления психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, токсических веществ);
— в интернет-зависимость, игровую зависимость.
Г. Побеги в особых ситуациях
1. побег как одно из проявлений психического расстройства:
— проявление дромомании (непреодолимого стремления к бесцельному блужданию, перемене мест, бродяжничеству) как проявления болезненного состояния психики;
— болезненное проявление сумеречного состояния при эпилепсии (амбулаторных автоматизмов), при которых больные совершают длительные переезды, бродяжничают вдали от дома, не зная, что с ними произошло, каким образом они попали в незнакомое место;
— проявление болезненного психотического состояния при обострении тяжелых психических заболеваний (шизофрении и др.).
Подобные проявления психических расстройств крайне редки, требуют обязательного осмотра врачом-психиатром и последу-ющего специализированного лечения.
2. уходы в ситуациях вовлечения ребенка в противоправные действия:
— вовлечение ребенка в действия, связанные с нарушением половой неприкосновенности, развратные действия сексуального характера, в том числе вовлечение в занятия коммерческим сексом;
— вовлечения ребенка в зарабатывание денег путем попрошайничества, мойки машин, мелких краж из магазинов и прочее.
Дмитрий Винокуров ©
Алгоритм действий специалистов и родителей, интервью с ребенком и другие шаги — в 3 части статьи.
Винокуров Дмитрий Александрович
Источник: