УРОКИ ОТЦА.
В психодинамическом подходе принято считать, что роль отца заключается в том, чтобы объяснить ребенку устройство мира, как в этом мире действовать, достигать целей, предъявлять себя. Отец побуждает маленького человека к активности, направленной на развитие социальной компетентности. Он способствует формированию профессиональный ориентации.
Многие растут в неполных семьях. Бывают ситуации, когда семья полная, но по той или иной причине отец самоустраняется от наставничества своего ребёнка. И выросший в такой семье человек, не имеет достаточно сил для творчества, труда, продвижения себя в обществе.
⠀
Цель этой техники – получение ресурса для самореализации.
Колоды: Persona (или любая портретная колода), OH.
1 этап. Клиент сознательно выбирает карту (Persona), которая символизирует отца.
Просим описать, что он видит, какие чувства испытывает, какие у него возникают мысли.
2 этап. Из колоды OH, не глядя, клиент достаёт 3-5 карт, изображения и слова, распределяет их между собой и открывает постепенно, прорабатывая одну за другой.
Перед этим мы задаем ему вопросы. Чего тебе не хватило от отца? Каких его действий? Каких слов? Каких уроков?
3 этап. Просим клиента посмотреть на карточку — образ отца. Спрашиваем, изменилось ли отношение к этому образу. Здесь возможен диалог между ними. Что бы ты ему сказал? Что бы он ответил?
4 этап. В закрытую клиент достаёт изображение и слово из колоды OH.
Урок для отца. Чем бы ты поделился с ним? Чему бы ты научил своего отца сейчас?
5 этап. Итоговое обсуждение.
Пример из практики.
У клиентки сложности с профессиональной идентичностью. Она ищет дело своей жизни, занимаясь то одним, то другим. Начинает, бросает, ничего не доводит до конца. Жила в полной семье, но отец очень отдалился от нее после участия в боевых действиях.
1этап.
1 карта. Какие эмоции испытывает клиент, глядя на образ отца?
Мерзкая расплывчатая образина в костюме! В башке полный хаос, но он в костюме! Делает вид! Куда бы он меня вывел? Он сам всего боится! В глазах – смерть! Как же я зла на него! Как он мог меня бросить, не доверять мне? Как он мог не рассказать мне, что ему тоже бывает тяжело и страшно?! Как он мог подумать, что подарки важнее, чем он? Видеть его не могу! Тошнит от этой образины!
2 этап.
2, 3, 4, 5 карты. Какие уроки от отца не были получены?
Борись! Доказывай! Делай! Создавай! Гори! Люби людей и свое дело!
Боль неизбежна, даже от интересных и приятных вещей! Боль помогает формировать ценности. Не бойся боли, благодари ее!
Каждый может оказаться глупцом и ошибиться! Каждый может попасть под влияние толпы. Думай самостоятельно!
Деньги можно заработать быстро и легко! Смейся от радости, когда деньги у тебя в руках!
3 этап.
Изменилось ли отношение к образу отца?
Смущение, удивление, возбуждение. Появляется в нем сила и ясность. Это хороший фундамент для жизни. Теперь он печален. Говорит: Какая взрослая ты! Я скучаю! – Эх, пап!
4 этап.
6 карта. Чему бы клиент мог научить отца сейчас?
Урок для отца.Быть ребёнком! Не строить из себя силача-супермена, а позволять себе бояться!(Текст с клиентом согласован)
Во время упражнения произошло распаковывание злости и обиды клиента по отношению к образу отца. Затем удалось сформулировать несколько жизнеутверждающих правил, благодаря чему изменилось первоначальное отношение к образу родителя.
Конечно, выполнение упражнения не означает решения проблемы профессиональной идентичности. Но оно позволяет взглянуть с другой стороны на этот вопрос, придает веры в свои силы и создает позитивный настрой.
Игнатова Наталья Леонидовна
Источник: