психология

О профилактике употребления психоактивных веществ

В современном обществе проблема употребления психоакивных веществ стоит достаточно остро. Возраст тех, кто начинает пробовать или систематически употреблять те или иные виды дурманящих составов имеет широкий диапазон (начиная со школьников заканчивая людьми среднего возраста). Не удивительно, что вопросам профилактики уделяется особое внимание. Разрабатывают планы профилактических мероприятий организации из различных сфер: здравоохранения, образования, социальное обслуживание. Даже в силовых ведомствах отведено время для работы с личным составом по вопросам здорового образа жизни.

Но к чему сводятся подобные мероприятия?

Одним из основных способов профилактики является демонстрация социальных роликов, где в ярких красках показаны страшные последствия употребления. Второе место по популярности занимают беседы, презентации, лекции о вреде психоактивных веществ. Ну и конечно же, не обойтись без изготовления плакатов и коллажей, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Но следует заметить, что все больше специалистов, работающих с химическими зависимостями утверждают, что данные методы имеют низкую эффективность. Многие стараются привлекать для профилактических бесед людей, которые имеют опыт употребления, чтобы они рассказали о своей жизни. Это имеет результат, но подсознательно все равно большинство склонно думать, что с ними этого не случится.

Бытует мнение, что чтобы профилактика стала эффективной, необходимо объяснять природу зависимости и ее последствия. Я предпочитаю не рассказывать, а показывать это в игре.

Предлагаю Вам ознакомиться с игровым упражнением, с которым меня познакомил медицинский психолог, работающий в наркологическом диспансере города Петрозаводска.

Игра называется «Зависимый». Данное упражнение можно использовать как индивидуально, так и в группе, начиная с подросткового возраста.

В начале упражнения играющим выдаются 6 одинаковых чистых листов. На каждом из них предлагается написать, что является ценным для участника (3 материальные ценности и 3 нематериальные).

Психолог исполняет роль «торговца». Он объявляет участникам, что у него есть «чудесная конфетка», которая позволит расслабиться, уйти от проблем и т.п., но за это игроки должны отдать один листок, какой они выбирают сами. (Как правило, в начале игры отдают тот, на котором написано что-либо материальное.) Отдав листок, игроки получают конфету.

Затем психолог объявляет, что у него есть еще одна «чудо-конфета», за нее также предлагается расплатиться одним из листков.

На следующем круге все повторяется, но расставаться с «ценными листочками» все тяжелее.

На четвертом круге психолог объявляет, что игроки попали в зависимость и без «чудесных конфет» они уже не могут.  Он сам забирает все оставшиеся листки у всех игроков. Следует заметить, что этот этап самый тяжелый, так как к концу игры остаются нематериальные ценности, а участники не хотят с ними расставаться.

После того, как игроки остались без листочков, лучше взять небольшую паузу, чтобы произошло осмысление происходящего.

Заключительным этапом является деролинг. Важно объяснить участникам, что они не зависимые, а исполняли роль в игре, их ценности остались с ними.

Обсуждение этой игры, как правило, провожу на индивидуальных встречах, чтобы у участников было время все переосмыслить.

Конечно, людей уже попавших в зависимость, это упражнение не остановит. Но у тех людей, которые только начинаю «баловаться» происходит переоценка ценностей, что является своеобразным барьером на пути к употреблению.

Бевзюк Анастасия Валерьевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...