психология

Общая психологическая характеристика детей с задержкой психического развития

     Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

      Основной причиной отставания в развитии психической деятельности ребенка являются слабовыраженные органические повреждения мозга ( врожденные или полученные во внутриутробном, при родовом, а также в раннем периоде жизни) и функциональные расстройства психической деятельности.

     Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка по возрасту. Большинство психических функций ( пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с задержкой психического развития не только замедленно, но и значительно изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся.

     Дети оказываются не в состоянии ( без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: не умеют последовательно выполнять инструкции, переключаться по указанию учителя с одного задания на другое. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

     Снижение работоспособности и неустойчивости внимания у детей этой категории имеют разнообразные индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания и неуклонно снижается по мере продолжения работы; у других- наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода, отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении выполнения всего задания.

     Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивает количество ошибок.

     У детей с ЗПР наблюдается и более низкий ( по сравнению с нормой ) уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непрерывном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если те перечеркнуты или накладываются друг на друга. Они не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетание букв и т.д.

     У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти : причем эти недостатки касаются всех видов запоминания : неправдоподобного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и ( особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

     Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Исключение составляет лишь письмо под диктовку или списывание текста. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение. обобщение. Выявлено снижение познавательной активности. Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. В наибольшей степени это обнаруживается во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Значительно отстает у детей развитие наглядно-образного мышления. Особенно трудно им оперировать в уме частями образов. Менее всего отстает в развитии их наглядно- действенное мышление.

     Отличается от нормы и речь детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Учащиеся с ЗПР слабо владеют грамматическими обобщениями, в их речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции. Эти дети почти не используют некоторых грамматических категорий, испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико- грамматических конструкций.

     Своеобразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники. Учебная мотивация у них отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе.

     Ведущей деятельностью для них остается игра. К началу систематического обучения у детей с задержкой психического развития не формируется высшая форма игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра, которая, по существу, и готовит ребенка к выполнению нового вида деятельности — учебной. Даже при организации игры взрослыми или нормально развивающимися ровесниками эти дети не всегда оказываются в состоянии выполнить взятую на себя роль, переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность.

 

     

 

 

 

     

 

   

Малярова Надежда Александровна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...