психология

Почему болеют дети?

Вопрос кажется немного абсурдным, не так ли? Потому что живые, потому что есть вирусы и бактерии, потому что они дети, в конце концов. Можно найти много «Потому что», если смотреть на эту проблему с исключительно рациональной и физиологической точки зрения.

В этой статье я предлагаю вам расширить горизонты, посмотреть на детские простуды, отиты, ангины и другие малоприятные болезни с психосоматической точки зрения. Она не противоречит законам биологии, но может сделать картину проблем со здоровьем у малышей более целостной и объемной.

Когда ребенок рождается, у него очень ограниченный запас «инструментов», с помощью которых он может общаться с мамой, папой и другими близкими: плач, крик и тело. Организм маленького ребенка чутко реагирует на любые изменения настроения его мамы, на психологический климат в семье и моментально выдает реакцию. Гипер- и гипотонус, нарушения сна, плохой набор веса, тики, повышенное внутричерепное давления — частые последствия стресса у младенцев. Малыш и рад бы вам  сказать, что он пугается и хочет, чтобы его пожалели, например, когда мама с папой ссорятся, но, во-первых, он еще не понимает, что он пугается. А во-вторых, он не может — он не умеет говорить. За него говорит тело – и он получает ту заботу в которой он изначально нуждался. Правда, для этого приходится заболеть.

Не у всех детей, и даже не у всех взрослых соматический (телом) тип реагирования на психологические проблемы проходит с появлением речи. В чем причина?

Ответ довольно простой. Как младенцы, для которых соматический тип реагирования единственно возможный, не могут осознавать, дифференцировать свои эмоции и прямо (речью и адресно) выражать их, свои потребности, так и для некоторых подросших детей эти два вида деятельности остаются неосвоенными.

Симптом и болезнь становятся «голосом» и «посланием» ребенка.

У алекситимии (невозможность осознавать и описывать свои эмоции) огромное количество причин. Так же как у того, что ребенок не может свободно заявлять о себе и своих потребностях в родительской семье. Если начать их рассматривать прямо тут, статья рискует превратиться в бесконечную.

Но небольшое упражнение на эту тему мне кажется полезным дополнением к теории.

Если вашему ребенку или маленькому клиенту нездоровится, поиграйте с ним в игру «Нарисуй свою болезнь».О содержании игры можно судить по ее названия, правда? Берем бумагу, карандаши, краски и предлагаем ребенку вообразить, как бы могло выглядеть больное горлышко? Может это персонаж? Или монстр? Или разноцветные облака? Воображаем, рисуем, раскрашиваем.После того как болезнь нарисована, предложите ребенку на время стать этим изображением, подвигаться, как болезнь, говорить, как болезнь. Спросите, чего она(болезнь) хочет, зачем пришла, с кем хочет поговорить, что она полезного делает для ребенка? А вредного? А с кем она дружит? Вы услышите много всего удивительного! Скорее всего, вы услышите то послание, которое несет заболевание ребенка. Если вдруг ребенок не захочет вживаться в роль своего симптома, не настаивайте, просто поговорите с ним о рисунке: «Как тебе кажется, для чего она тут появилась?», «А что бы она могла сказать, если бы была говорящей?»Игра вполне подходит и для домашнего применения.

 

Здоровья вам и вашим детям!

Александра Ловчиева

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...