психология

Поделись улыбкою своей или эмоциональный взаимообмен

Человек, как известно, существо общественное. И проживая в тесной связи с другими, такими же общественными существами, постоянно вступает с ними в того или иного рода взаимодействия. Например, участвует в тысячах разговоров «о погоде», оставаясь внутренне равнодушным к тому, что говориться, и довольствуясь самим фактом взаимодействия. Бывает разгорячится, споря о чем-то, поднимет гневно голос, или с раздражением «шипит» сквозь сжатые зубы. Возможно, радостно улыбнется, застигнутый врасплох неожиданной шуткой или уместным комплементом. Как видно, любое общение связано с теми или иными эмоциональными переживаниями.
Однако, как говорит наука, переживаемые эмоции не равноценно влияют на психическое состояние человека. Дело в том, что человеческий мозг устроен следующим образом: в зоне, отвечающей за эмоциональное реагирование, 60% объема занимают структуры ответственные за переработку нейтральных событий и реагированию на них, 35% — структуры ответственные за негативные эмоции и всего 5% — те которые отвечают за позитивные эмоции. Исходя из этого, мы можем утверждать, что одно обидное оскорбление по силе воздействия на человека равноценно семи похвалам. Баланс позитивных и негативных переживаний чрезвычайно важен для хорошего самочувствия человека и его здоровья.
Придерживаясь в общении критикующего и обвиняющего стиля, отмечая в поведении окружающих в первую очередь негативное, даже если это делается «ради их блага», легко вступая в конфликты «не на жизнь, а на смерть», позволяя себе оскорбления явные и неявные, сея вокруг скандалы и раздоры, человек должен отдавать себе отчет в том, что не только насыщает круг своего общения негативными эмоциями, но и снижает вероятность появления в нем эмоций положительных. В итоге от повседневных контактов он получает все больше раздражения и недовольства. Люди, общение с которыми раньше приносило удовольствие, теперь, боясь получить новую эмоциональную «затрещину», обходят его стороной, а если и разговаривают , то отделываются нейтральными темами или обсуждением общих проблем. Баланс нарушен, а это уже прямая дорога к нездоровью. При появлении болезней, грустных тем для общения становиться больше, процесс продолжается.
Разорвать этот порочный круг, можно только взяв под сознательный контроль свой эмоциональный обмен с окружающими. Для этого критические замечания должны использоваться крайне редко и, желательно, по просьбе критикуемого, так как критика без просьбы практически не бывает услышана и только портит отношения. Об оскорблениях, сделанных даже в шутливой форме, нужно вообще позабыть. В конфликтах следует стараться понять сторону собеседника, а не объяснить ему свою, только так можно сформировать конструктивную основу для взаимоудовлетворяющего решения проблемы. Ну и, конечно же, не стоит забывать отмечать сильные стороны собеседника и хвалить его за сделанные для вас приятные вещи. Используйте улыбку, доброе слово, помощь, подарки и вообще все, что способно вызвать у вашего собеседника положительные эмоции.
Помня о балансе положительных и отрицательных эмоций, психологически грамотный муж призадумается делать ли жене очередное замечание, ведь придется ее после этого семь раз радовать, пока она перестанет злобно греметь посудой на кухне, возможно, проще отделаться парочкой превентивных приятностей. Если же приходиться иметь дело с очень раздражительным человеком, то проговаривая ему все, пусть даже незначительные, вещи, которые вам в нем действительно нравятся, скорее всего, вы рано или поздно сможете получить из него отличного собеседника. Помните, что вся беда раздражительных людей заключается в грубо нарушенном эмоциональном балансе, на фоне которого любой комплимент, если он будет достаточно искренним, будет ими очень высоко цениться, пусть это и не сразу будет заметно под маской внешнего недовольства. Приобретая, таким образом, репутацию приятного собеседника, вы без сомнения будете притягивать к себе множество позитивных эмоций.

Кулик Александр Иванович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...