психология

Проблемы психологического развития

Так бывает, что человек фиксируется в подростковом возрасте. И время идёт, паспортный возраст растёт, а психологический — нет. 

Как об'яснить взрослому человеку, чей психологический возраст — 11 лет, что надо работать, взаимодействовать в социуме, к чему-то стремиться?

Как может формироваться такая задержка?

Первое.

Изначально упущен сензитивный период формирования эмоционально-волевой сферы — это возраст 5-7 лет. В этом возрасте закладывается ролевое поведение, происходит децентрация при условии правильного развития. Что ему способствует? Ему способствуют ролевые игры и игры с правилами. Именно ролевые игры и игры с правилами в возрасте от 5 до 7 лет формируют навыки самоутверждения, поведения и реагирования в социуме. Если ребенок в этот период вместо игр в группе сверстников занят учёбой или сидит дома в одиночестве, заваленный игрушками и гаджетами, то этот период психологического формирования личности безвозвратно утрачен и  эмоционально — волевая сфера не сформирована должным образом. Да, ребёнок будет учиться, может быть, даже на отлично, но общаться и проявлять себя в среде сверстников он не научится. Он даже сдаст ЕГЭ на такие баллы, которые позволят поступить на бюджет в выбранный родителями ВУЗ, но может так случиться, что боязнь пространства и неумение самоутверждаться в среде сверстников сделают из него социофоба, и в итоге он просто перестанет что-либо хотеть и надёжно осядет на диване вплоть до отказа вообще выходить из дома.

Второе.

Далее, в возрасте 12-17 лет эмоциональную сферу подростка формирует чтение классической литературы.

Очень многие родители не понимают, зачем ребёнку тратить время на чтение  романа Л.Н.Толстого "Война и мир", если их ребёнок будет программистом, а не журналистом.

А вот как раз чтение классической литературы способствует формированию речи, что в свою очередь формирует способность к коммуникациям, к выражению своих идей и чувств, развивает творческое воображение, наполняет душу подростка эмоциями, желаниями, жизненными идеалами и смыслами.

И если подросток не прочитал ни одной книги, то он не сформировался как полноценная личность со своими собственными идеалами и жизненной философией, у него отсутствует воображение, он не понимает своих чувств. И существует такой подросток в рамках желаний своих родителей, а впоследствии, когда желания родителей теряют актуальность, как и для любого повзрослевшего человека, свои желания просто не появляются, и тогда он просто не понимает, зачем вставать с дивана и куда-то идти. В тот же университет, к примеру. А зачем? И что потом? В доме  мамы на диване так спокойно и защищенно, а этот враждебный внешний мир полон опасностей, агрессии и непонимания, и никто его там не любит и не ждёт. А сам-то он ничего не ищет, ему и так хорошо. А что там вообще можно найти?

Третье.

И самое главная причина задержки психологического развития личности — гиперопека/авторитаризм  родителей, в основном, конечно, мамы. 

Начиная с начальной школы, у ребёнка должны быть обязанности по дому и по уходу за собой и за своим жизненным пространством, постепенно родители должны возлагать ответственность за свою жизнь на самого ребёнка, у него должно появляться право выбора того, что касается его жизни и  деятельности. Надо предоставлять ребёнку возможность решать, учиться договариваться и находить компромисс. И постепенно, этап за этапом передавать ответственность за свою жизнь в полном об'еме к моменту совершеннолетия.

 Итак, отсутствие ролевых игр и игр с правилами в возрасте от 5 до 7 лет, отсутствие чтения классической литературы в возрасте с 12 до 17 лет, гиперопека/авторитаризм родителей — вот та основная совокупность причин, которая способствует психологической несформированности взрослой личности в соответствии с возрастом и дезадаптации в целом. 

Цыбина Наталья Алексеевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...