психология

Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»

 

Люблю работать с внутренним состоянием клиента и для этого использую метод Эрика Берна, Трансакционный анализ.

Где основным положение Трансакционного анализа является гипотеза о наличии у человека трех эго- состояний, направленных на регулирование его коммуникации в различных ситуаций.

Эти три эго-состояния по мнению Берна есть у каждого человека. И они по очереди осуществляют внешние взаимодействия. У этих состояний есть свои названия: Родитель(надо), Взрослый(могу) и Ребенок(хочу).

И в течении дня человек может находиться в каждом из этих состояний несколько раз меняя эти роли. Трансакция есть единица социального действия.

Что помочь клиенту понять, какая их эго-состояний имеет доминирующую роль в его жизни, предлагаю данную технику, «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»

Колоды «Персона», «Персонита», «Сор», «Путь героя» или любая универсальная колода, а также ресурсная колода.

Предлагаю ВЗ достать из колоды «Персона» (любая портретная колода) и «Персонита» (любая детская колода), достать три карты:

Родитель

Взрослый

Ребенок

Попросить клиента рассказать о каждой карте, «сколько лет?», «какой характер?», «чего любит?», «чего не любит?», «о чем мечтает?», «какие чувства вызывает?» и т.д.Далее ВЗ из колоды «Сор» достать три карты, «как они взаимодействуют друг с другом». Открыть и рассказать, что видит.Далее ВО из колоды «Сор» достать три карты, «а как бы хотелось взаимодействовать». Рассказать про каждую карту.Далее ВЗ из колоды «Путь героя» или любую универсальную колоду, достать три карты «куда держать путь, чтобы достичь желаемого в отношениях». Рассказать про каждую карту.Далее ВЗ из ресурсной колоды, достать три карты. Рассказать про каждую карту.Далее ВО из колоды «Персона» и «Персонита», достать три карты:

Родитель

Взрослый

Ребенок

Попросить клиента рассказать о каждой карте, «какие изменения сейчас он видит, что нового произошло».Далее ВО из колоды «Сор» достать три карты, «как они взаимодействуют друг с другом». Рассказать.Можно закрепить ВЗ ресурсную карту.

 

Небольшой отрывок в работе с клиенткой (47 лет).

Взрослый, «Ой даже не знаю, что и сказать, Хитрый взгляд. Средний возраст, лет 36. Любит уют, по хозяйству что-то поделать, ухаживает, убирает. Она домашняя. Не любит одиночества, не любит склок. Очень сложно о нем говорить.» «Не понимаю про свою взрослую часть ничего, смотрю и не вижу. Больше ничего не идет в голову, нечего сказать». (удивление на лице).

Родитель, «Монстр (смеется), оо ужас, дикость, взгляд такой, на место расстреляет, взорвет. Диктатор, деспот. Все по его, либо так, либо ни как. Ставит рамки и требует от всех того же.  Любит порядок, контроль, ответственность. Не любит, когда его не слушаются, когда имеют свое мнение в отличие от него.  Ни о чем не мечтает. Лет 50 ему. Как много про него я сказала». (много энергии)

Ребенок, «Жалко его очень, он болен, плохо ему, но болеть не любит, простуда. Устал бороться с болезнью. Ему 6 лет, очень одинок, желает поддержки и любви. Боится, что энергия его истощается». (грустит)

Карты взаимодействия друг с другом.

Взрослый и родитель, «Хм, вроде, что-то про любовь, но видно, что руки родителя главные, ухватили руки взрослого, показывая, что он тут главный, что все в его руках, он контролирует взрослого. Это про его власть».   

Родитель и ребенок, «Время уходит, только вот по отношению к кому, к ребенку или к родителю? Время родителя уходит по отношению к родителю. Хотя, можно и сказать, что на оборот, ведь родитель такой деспотичный, думаю родитель и тут главный и время ему принадлежит, а ребенок болеет, его время не пришло. Родитель задавливает ребенка». (грустит)

Ребенок и взрослый, «Тоже очень печальная картинка. Будто взрослый уходит от ребенка. Отношений у них нет, связи нет между ними, разруха».

Общий взгляд на эту картину клиентки, «Ничего хорошего, жить то мешает. Откликается, на мою жизнь, очень похоже, везде главенствует родитель».

 

Елена Леонидовна Фабричникова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...