новости

«Ход Царицы»: нетолерантный психоаналитический обзор. | новость на you-queen

Тяжело пройти стороной сериал, обзор на который сейчас пишут фактически все: шахматисты, кинокритики и просто опьяняемые духовным порывом зрители.

"Ход царицы" занимает 1-ые строки в рейтинге популярности как в мире, так и в Рф. Сериал является экранизацией романа «The Queenʼs Gambit» южноамериканского писателя Уолтера Тевиса о девушке-шахматистке, обыгравшей наисильнейших гроссмейстеров мира.

Создателей телесериала консультировал сам Гарри Каспаров, потому очевидные шахматные киноляпы отсутствуют, а позиции взяты из реально сыгранных партий. Не стоит придираться к различным шахматным недостаткам: отсутствию ничьих, неискусным движениям играющих, очень резвым ходам — все это тревожит только шахматистов, для которых "все обязано быть, как в жизни".

Нет смысла дискуссировать техническое свойство телесериала. Актеры играют, камера снимает, свойство изображение и операторская постановка прекрасны, диалоги оригинальны (время от времени даже очень).

Попытаемся разобраться, какие идеи желали до нас донести создатели телесериала.

Основная героиня Бет Хармон (Айла Джонстон) попадает в приют опосля автокатастрофы, в какой погибла ее мама. Она представляет собой обычного южноамериканского ребенка наших дней: мисс Хармон бухает, воспринимает наркотики, дремлет, как с мальчуганами, так и с девченками. Но стоит ей лишь собраться с идеями и проспаться, как она преобразуется в шахматного гения, готового сразиться за доской с кем угодно. Эта сюжетная линия превращает "Ход царицы" в что-то среднее меж сказкой про Золушку и комиксом "Супервумен".

Очевидно, молодому зрителю характерно идентифицировать себя с главными персонажами. Отсюда и таковая популярность телесериала, глаголящего "кто был никем, тот станет всем".

Когда более одного года тому вспять гроссмейстер Евгений Левин сказал мне, что феминисток издавна тревожит неувязка шахмат, в каких мужчины существенно больше преуспели, чем дамы, я не придал этому значения. Но тема феминизма является в телесериале одной из центральных.

У Бет Хармон есть полностью настоящий макет — Бобби Фишер, победивший русских гроссмейстеров и ставший фаворитом мира. Но Фишер был мужиком (вроде как), а Хармон — девушка-вундеркинд. Никогда в истории не было ничего подобного, только Юдит Полгар могла играться с мужинами на равных (но до звания чемпиона мира и ей было достаточно далековато). А в 60-70е годы разница меж полами была громадна.

В кинофильме же героине удалось не поддаться воздействию партиахального мира, в каком погрязли ее мамы (родная, и та, которая ее удочерила), зависимые от собственных мужей, воспитатели и подруги. Победы Хармон всюду встречаются с экстазом, а поверженные ею конкуренты сыплют в ответ комплиментами. В особенности забавно звучит фраза молодого русского спортсмена Гирева: "Ради тебя, Лиза Хармон, я сдаюсь, как в старину" (кладет собственного короля на доску). Создается воспоминание, что он на данный момент совершит ритуальное сёппуку. И это чувство не околпачивает. Победы Хармон за шахматной доской символизируют кастрацию как мужчин-шахматистов а именно, так и вида мужчины в целом. Они возносят Даму с ее удовольствием 1-го на пьедестал. Такой фантазм, к которому аппелирует сценарий.

Известное выражение Лакана "сексапильных отношений не существует" полностью обрисовывает связи главной героини. У нее ничего не сложилось с первым хахалем, шахматистом-ботаником с кривыми зубами; не срослось со вторым, маньяком, который живет в подвале и повсевременно носит с собой ножик. Будучи под шафе, Лиза дремлет с француженкой, которая потом исчезает. А влюблена она в крачавчика-фотографа, который, понятное дело, гей. Ведь если и есть адекватный мужик, то и ориентация у него обязана быть соответственной.

Читая обзор на "Ход царицы" от более знатного издания Медуза натолкнулся на "толерантную" ошибку Егора Москвитина, который пишет: "Как и в «Царице из Катве» (снятой сказочниками из «Диснея», но основанной на настоящей драме африканской школьницы, ставшей гроссмейстером), страсть героини к шахматам дозволяет трактовать историю как феминистскую".

Прототип "Царицы из Катве" Фиона Мутези имеет рейтинг только 1623 и является дамским кандидатом в мастера. Она не то что не стала гроссмейстером, а только научилась передвигать фигуры. Естественно, я понимаю, что в Африке детки голодают, и Фиона — молодец. Научилась шахматам, не зная азбуки и письма. Чем, видимо, и завлекла Голливуд. А мы пока становимся очевидцами того, как создаются легенды.

Не согласен с теми, кому не понравилось изображение Союза в телесериале. Напротив, он похож на сказочную страну, где "сказку сделают бывальшиной". Есть один момент, на мой вкус, просто уморительный. Когда Хармон обедает в отеле, к ней подступает мальчик-официант и меланхолично дает: "Водки?". Тут бы ей взять и ответить чего-нибудть традиционное: "Как ты смеешь давать даме водку, лишь незапятнанный спирт!" либо "Мальчишка, разве ты не видишь, я домой приехала, налей-ка мне водочки"…

Смирнов Артём Анатольевич

Вам также может понравиться...