Психологическое консультирование не ценится, так как многие думают, что подобную работу можно осуществить бесплатно. "А что здесь такого? Посоветуйте, помогите…это же не сложно". Да, такие мысли осознанно или неосознанно переживаются в нашем обществе.
Слышала ранее от других и сама убеждаюсь, что дается бесплатно бесполезно или вредно.
Прежде чем поговорить о психологическом консультировании, то приведу сначала наглядный пример: в торговле и бизнесе, когда предлагают супер предложение по скидочной цене или бесплатно, то что происходит? Люди обычно покупают то, что им на самом деле не нужно, а если повезло, то с нужной вещью захватывают много дополнительных товаров, которые они в будущем не используют. Получается затоваривание это самый безобидный результат специальных предложений. Человек отвечает миру и берет от мира не то, что чувствует сейчас, а то, что ему предложили и у него загорелись глаза от возможности бесплатно получить, а тем временем он потерял связь с собой — с настоящим.
Проводя параллель с психологическим консультированием, затуманивание происходит и у консультанта — клиента. Прежде всего отмечу, что в бесплатной работе (совете, консультации) нет ответственной позиции у обеих сторон, по сравнению с двумя взрослыми людьми, которые договорились сотрудничать, оплачивая эту услугу как работу.
В "бесплатных отношениях" продолжают культивироваться отношения родитель — дитя, когда один дает — помогает, а другой эту помощь бесплатно получает. В результате получается не совсем то, что нужно. Клиент — дитя только утверждается в своем беспомощном состоянии!
Бесплатно – что это значит? А это значит, что консультант, давая бесплатные консультации, входит в драматический треугольник Карпмана в роли «Спасателя», раздувая свое эго, а потом «Жертвы», так как клиент в конце концов или обвинит в неправильном консультировании или не последует рекомендациям — под разными предлогами будет отказываться от совета, приводя аргументы в оправдание своего неконструктивного поведения. Разворачивается психологическая игра «Может быть так…? – Да, но …это не подходит, потому что»
В итоге клиент получит «продукт», который не решит проблему, потому что, с одной стороны, нет ответственности как у дающего так и у получателя, а с другой стороны, такое решение может нести вредные последствия в связи с тем, что неосознанно получателю помощи не удастся выйти из состоянии беспомощности. Ведь обычно требуется помощь в психологическом консультировании, когда что-то не ладится, не удается решить проблему, то есть переживается состояние той самой «беспомощности».
На мой взгляд, если действительно требуется решить свой вопрос, для начала нужно войти в отношения консультант-клиент на Взрослой позиции, договориться о сотрудничестве. В процессе психологической помощи лучше осознается, что именно Взрослый может разобраться со своими детскими проблемами, чувствами страха, печали, гнева и вины.
Лучше клиенту заплатить хотя бы «сто рублей», если нет финансовых возможностей полностью оплатить работу, но заплатить! Возможное исключение я вижу только на первом краткосрочном консультировании, когда далее продолжения работы не предвидится. А во всех остальных случаях бесплатное (даже советы в соц.сетях, например) обычно превращается в какую-то игру, где оба получают вторичные выгоды, утверждаясь в роли «Спасателя», «Преследователя» и «Жертвы».
Агабабова Маргарита Владимировна
Источник: