психология

Что такое травля и как с ней бороться

Травля — это эмоциональное или физическое насилие. Когда несколько человек регулярно обижает, унижает и оскорбляет одного человека. Мировая общественность всерьез занялась проблемой травли в школах после серии громких самоубийств. Дан Ольвиус — известный норвежский ученный и психолог. Благодаря его программе борьбы с травлей, еще в восьмидесятых годах прошлого века в нескольких государствах (в первую очередь в Канаде и Норвегии) удалось существенно снизить уровень травли в школах.

Основной постулат Ольвиуса гласит: травля — это всегда групповое явление и бороться с ней нужно на уровне группы. Травля — это не проблема жертвы и ее неспособности справиться с агрессорами. Травля — это плохое правило, негласно поддерживаемое в коллективе. Если мы говорим о школах, где травля, к сожалению, также очень распространена, то надо понимать, что негативные последствия травли обеспечены практически всем учащимся класса, в котором она происходит.

Жертвы переживают отвержение себя социумом, у них снижается самооценка, часто пропадает мотивация учиться, нередко они впадают в депрессию.

Свидетели травли, которые не решаются заступиться или сообщить о происходящем взрослым, переживают моральный конфликт, учатся занимать пассивную позицию,быть массовкой.

Агрессоры практикуют бесчувственность и неуважение к людям, они рискуют скатиться в еще более девиантное поведение. Вплоть до криминала.

Чтобы не допустить или прекратить травлю в школе, взрослые должны взять на себя ответственность за происходящее и сообща изменить правила игры. Помочь детям и подросткам научиться объединяться ради конструктивных целей, а не против кого-то.Если классный руководитель игнорирует травлю в своем классе, сама собой она не остановится и может продолжаться годами.

Много, действительно, полезной информации о феномене травле и способах борьбы с травлей можно почерпнуть с сайта травли.нет*(ссылка в конце статьи) и из групп в социальных сетях с тем же названием. Я очень рекомендую всем родителем ознакомиться с небольшими методичками, которые вы найдете на сайте.

В этом тексте я расскажу о том, что могут предпринять родители, чтобы не допустить до участия в травле своих детей. Я живу в Праге, и ко мне как психологу достаточно часто обращаются с запросами, связанными со школьной травлей. Поэтому я отдельно остановлюсь на специфике чешских школ и проблеме адаптации русскоговорящих детей.

 

Как узнать о том, что в классе, где учится ваш ребенок имеет место травля?

Если ребенок нервничает, не хочет идти в школу, замыкается в себе, словом, ведет себя «не как обычно», стоит уделить ему больше внимания. Важно, чтобы отношения в семье строились на взаимном доверии. Чтобы это был не допрос, а именно время и сочувствующее внимание, которые вы готовы уделить вашему ребенку. Помните, что не так-то просто говорить о неприятных вещах. А порой дети, заботясь о родителях,специально огораживают их от своих проблем. Причем это бывает чаще, чем мы думаем.

Один из вопросов, который мне задают родители: «Как понять, придумывает ли ребенок или все действительно так плохо?». В этом случае также нужны доверительные отношения и достаточно внимательное наблюдение за ребенком. Если он рассказывает «ужасы», а сам, при этом спокоен и безмятежен, стоит собрать информацию от учителей и других родителей, самим посмотреть на класс во время перемены или экскурсии и сопоставить факты. Чего не следует делать, так это,выяснив, что все в порядке, гневно обличать детей во лжи. Лучше назовите их выдумки фантазиями и расскажите известную сказку про мальчика-пастуха, который просто так звал на помощь (а когда на самом деле пришел волк, ему уже никто из взрослых не поверил).

 

Как разговаривать преподавателями и администрацией, с другими родителями?

И так, вы узнали, что в классе, где учиться ваш ребенок, назревает или уже идет полным ходом травля. Прежде, чем начать действовать, нужно определиться с внутренней установкой относительно вашей роли родителя. Многие из нас травмированы опытом взаимодействия с системой, поэтому нам бывает сложно решиться на прямую коммуникацию с представителем той или иной инстанции.Особенно, когда ситуация заряженная, когда ваше общение с учителем или завучем,вполне может перерасти в конфликт.

Тут полезно вспомнить о сути бесплатного образования. Мы (неважно эмигранты мы или нет) — заказчики, и школа обязана предоставить нашим детям необходимые им условия для получения образования. То есть процесс адаптации должен быть двусторонним. Ваш ребенок адаптируется к требованиям школы. Школа адаптируется к ребенку с его характерными чертами и потребностями. И к вашим требованиям.Ведь для того чтобы хлопок состоялся, нужны две ладони. Если вы предъявляете адекватные требования (а требование прекратить травлю в классе более чем адекватное), учителя и администрация обязаны к вам прислушаться и принять меры. В противном случае ваш ребенок всегда может поменять школу. Да, технически и конкретно для вас в вашей жизненной ситуации это может быть не просто. Но опция такая в любом случае есть.

С другой стороны не стоит самим идти на конфликт. Будьте вежливы, говорите медленно, чувствуя, при этом, землю под ногами. И тогда вы точно сможете достаточно внятно сказать то, что вы хотите сказать, даже в случае языкового барьера.

«Чувствовать землю под ногами» — я использую это выражение в его буквальном смысле. В психологии и телесных практиках — это называется быть центрированным.Когда мы центрированы (чувствуем опору и дышим), нам легче переносить стресс и мы становимся успешнее в переговорах **.

Есть еще один способ воздействия на неблагополучную ситуацию в школе. При наличии в классе признаков травли попробуйте найти единомышленников среди других родителей — вместе вам будет проще достигнуть положительных изменений. Не все будут готовы признать наличие травли. Кто-то может начать реагировать агрессивно. Не стоит обращать на таких людей внимание. Лучше взаимодействовать с теми, до кого можно достучаться. Задача — прекратить травлю, а не втолковать людям то, что они не хотят или не могут воспринять.

Инициатива может исходить не только от родителей жертвы травли, но и от родителей свидетелей травли или агрессоров. Как уже было сказано, травля — это проблема для всего класса. Например, снижается качество получения знаний, потому что над каждым учеником такого класса висит угроза стать следующей жертвой, и все внутренне напряжены.

 

Как воспитывать детей, чтобы у них было меньше шансов стать участниками травли? Превентивные меры против травли.

1. Исследования в области возрастной психологии давно доказали, что движущей силой развития ребенка является его собственная активность. Малыш активно пробует новое, проживает новые чувства и ощущения. И уже в следствие самостоятельно добытого опыта созревают те или иные структуры мозга. Это означает, что не следует блокировать активность ребенка: познавательную, творческую, двигательную и эмоциональную. На ранних этапах развития между этими типами активности можно смело ставить знак равенства. В данном контексте я сделаю акцент на выражении эмоций.

Если ребенок с самого рождения может свободно выражать гнев или обиду, он вряд ли постесняться вырваться, закричать или позвать на помощь в критической ситуации.Если же ребенок может снять шапку, когда ему жарко, или отодвинуть тарелку, когда он сыт, ему не будет сложно говорить «нет» тому, что может ему навредить.

Да, дети не боящиеся выражать свои эмоции и потребности, могут быть менее «удобными» для окружающих их взрослых. На то, чтобы помочь ребенку научиться,не блокируя свои эмоции, учитывать и уважать личные границы других людей, порой нужно приложить немалые усилия. Но, если рассматривать эти усилия с точки зрения грамотных инвестиций в будущее, вы увидите — они с лихвой себя оправдают.

2. Другой мощный источник развития ребенка — это совместно разделенное переживание. Малыш, сидя на руках у родителя, смотрит в туже сторону, что его мама или папа и «впитывает» всем своим существом то, что ему говорят и показывают. На следующем этапе при обсуждении житейских ситуаций или во время прочтения книг (например, «Гадкого утенка»), дети таким же образом перенимают у нас наши ценности. И уже к пяти годам ребенок может понимать, что когда все против одного -это не честно. Такой ребенок не будет участвовать в травле, потому что он достаточно привязан к родителям, которые через опыт совместного переживания научили его доброму отношению к миру и людям.

3. Мы хотим, чтобы наши дети ценили себя, могли артикулировано высказывать свое мнение и не слишком зависеть от мнения окружающих? Чтобы видя несправедливость, называли вещи своими именами, не становясь пассивным свидетелями или соучастниками девиантных действий? Тогда нам нужно самим научиться ценить детское мнение, давать ребенку право голоса, не называть кажущиеся нам абсурдными вопросы «дурацкими».

 

Специфика чешских школ.

Многим чехам важно, чтобы их дети были вежливы, не беспокоили лишний раз окружающих и уважали взрослых. Безусловно в этом есть много хорошего. Однако обращает на себя внимание манера одергивать детей: «Nezlob se!***». Интересно,какими вырастают эти дети? Создается впечатление, что чехи любят тишину — не хотят обострять, а иногда склонны и замалчивать. Поэтому, когда в классе происходит что-то не то, но не слишком явно, учитель может не придавать этому большого значения. В такой ситуации родителям не нужно поддерживать игру «в молчанку», но следует самим поднимать вопросы, связанные с благополучием их детей.

С другой стороны чехи — славянский народ, их не учат с пеленок улыбаться каждому прохожему, нет у них в культуре американского friendly. Иногда их реакции могут показаться угрюмыми и недружелюбными. Но когда с ними начинаешь говорить, они чаще всего оказываются вполне приветливыми людьми.

Только говорить для этого нужно на более менее разборчивом чешском. Не удивительно, что языковой барьер может быть серьезным препятствием в адаптации русскоговорящего ребенка к чешской школе или детскому саду. Тут много зависит от восприимчивости ребенка к языкам.

Многие дети берут язык «из воздуха», быстро запоминают новые слова, легко воспроизводят местное произношение. Такие дети легко и быстро начинают говорить по-чешски, попав в языковую среду.

А есть дети, у которых не так развиты билингвистические способности. К сожалению,потребности этих детей, которых на самом деле тоже много, часто игнорируются. В результате им сложно найти друзей, они нередко становятся изгоями, берут на себя роли, как жертв, так и агрессоров.

Когда ребенок приходит в коллектив детей, не зная их язык, для успешной адаптации ему нужны время и поддержка. Необходимы внимание и доброжелательное отношение со стороны учителей, могут быть также полезны дополнительные занятия чешским языком.

 *http://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/

**Пол Линден — известный мастер айкидо, травмо-терапевт и создатель метода being in movement. В тренинге по миротворчеству(https://drive.google.com/file/d/0B83o5L9skUwLbE1NeGhObzdYRkE/view?fbclid=IwAR3gpuOl1klfseUTs43mMmJr0avlIwUP7C1GKfPpqpyV48joNT5urveRnnIон предлагает пять простых упражнений по центрированию. Эти упражнения доступны и полезны, как для взрослых, так и для детей. Я часто их использую в работе с клиентами и каждых раз убеждаюсь в эффективности подхода Пола. Если вы будете практиковать самостоятельно, не перегружайте себя и, пожалуйста, будьте внимательны к своим ощущениям. Иногда вроде бы безобидная техника может вызвать сильные противоречивые эмоции. В этом случае стоит сделать паузу и вернуться к упражнению позже, снизив его интенсивность.

***nezlob se — не сердись, не злись.

 

Готлиб Матвей

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...