психология

Работа с психологической травмой (продолжение)

В работе с психологической травмой для меня самым ценным является качество присутствия терапевта. Это качество больше связано с возможностью терапевта быть рядом с клиентом, не подталкивая его, не пытается его починить, как механик ремонтирует сломанную машину. 
Ведь что такая травма? Это когда у человека внезапно возникает ситуация, когда он остается один на один с ней при отсутствии ресурсов и возможностей с ней справиться. Ключевое слово — один. По каким-то причинам клиент, касаясь травмы, чувствует себя в переживании одиноким. Как пишет М. Хайдеггер: “Нам не дано сначала изолированное Я без других”. “Другие всегда уже со-присутствуют в бытии-в-мире”. Для меня это значит, что в травме клиент чувствует одиночество в невозможности присутствии себя с кем-то или чем-то. Т.е. у него нет возможности получить поддержку от среды. Исходя из этого, мы будем проводить совместную работу с клиентом по созданию другой среды. Эта среда, скорее всего, будет непривычна для клиента, т.е. как говорит Джанни Франчесетти: “Мы модулируем себя рядом с клиентом”. 
Прежде чем подойти к травме, мы будем уделять время тому, как мы можем выстраивать связь с нашими клиентами, так же, как и они, в свою очередь, будут пробовать доверять нам, а доверие — это способ быть в связи с другим Для чего эта связь нужна? Когда клиент будет, например, переживать какие-то интенсивные чувства, мы должны убедиться в том, что в этот момент у него есть доступ к нам для получения, если будет необходимо, нашей поддержки. Это, как если бы, между терапевтом и клиентом будет “невидимая ниточка”, которая обоих связывает , и когда кто-то ее дергает, другой это замечает и откликается. Иначе клиент будет погружаться в свои переживания один, и иногда так, что это может его больше травмировать. Кроме того, эта “ниточка” будет позволять нам помогать клиентам быть более внимательным к моментам, где они почувствуют, что для них во встрече может быть что-то чрезмерным, невыносимым. Каждый раз, когда мы будем замечать, что клиент в своих переживаниях уходит от нас, мы будем тихонько “дергать за эту ниточку” и говорить: “Я здесь, я с тобой”. Быть “здесь” — это скорее не про действие, а про присутствие на уровне взгляда, ощущений, из которых может появиться наша совместность.

Медведев Андрей Васильевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...