новости

Научный подход к осознанию стресса | новость на you-queen

"Любые довольно мощные стрессы, положительные либо нехорошие, равно способны покалечить наш рассудок и дарить нам идеи и возможности, которые мы не можем обрести никаким другим методом". Чак Паланик

В современном мире много молвят о стрессе. Стресс быть может связан с томными критериями труда, физическими перегрузками, напряжением, утомлением, внутрисемейными и другими неуввязками.

Исследование литературы указывает, что масса событий и переживаний в обществе именуется — «стресс».

Основателем учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье, который в 1936 году опубликовал 1-ые результаты по наблюдению за нездоровыми, страдающими расстройствами разных систем организма. У нездоровых наблюдались утрата аппетита, завышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Ганс Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто заболевания». Для описания совокупы всех неспецифических конфигураций снутри организма он ввел понятие «стресс». Стресс определяется как неспецифическая реакция организма на хоть какое предъявляемое ему требование (Г.Селье, 1979г.). Неспецифическая реакция значит, что независимо от нрава действия развивается реакция организма по одному механизму.

Стресс сформировался как элемент механизма приспособления в процессе эволюции. Действие хоть какого важного фактора вызывает в человеческом организме 2 взаимосвязанных процесса: мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление конкретно к данному фактору и активацию обычных, неспецифических реакций, развивающихся при действии хоть какого необыкновенного для организма стимула.

Другими словами, при действии стресс-фактора, организм мобилизует все свои внутренние ресурсы и активирует те процессы, которые требуются для преодоления стресса.

Стресс состоит из некоего действия на организм и стресс-реакции (непременное звено механизма срочной адаптации организма к действию хоть какого непривычного фактора) организма на действие. То, что повлияет на организм, именуется стрессором.  Стрессор — это некоторый стимул как внутренний, так и наружный, который может запустить стресс-реакцию. Стрессоры бывают: физиологические (жар, холод, голод и т.д.), психические (информационные перегрузки – размер инфы, которую нужно переработать превосходит способности; чувственные — соединены с переживанием ситуаций опасности, обиды, конфликтных ситуаций, также очень веселых событий – когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека).

 

Возникает вопросец – почему стрессор в одних вариантах вызывает стресс, а в остальных –нет. даже у 1-го и такого же человека? Для стресс-реакции имеет значение сила и продолжительность стрессора. Исследователи выделяют микрострессоры либо ежедневные трудности, рабочие стрессоры (конфликты на работе, большенный размер работы, который нужно выполнить в сжатые сроки), межличностные и социальные стрессоры, ролевые стрессоры.

Есть и макрострессоры – критичные актуальные действия. При стресс-реакции на макрострессор требуются наиболее высочайшие издержки и наиболее длительное время на адаптацию. В качестве примера может выступать поступление малыша в школу, что может являться макрострессором не только лишь для малыша, да и для всей семьи.

Стресс-реакция, возникающая в итоге разных стрессоров схожа вне зависимости от предпосылки: чувственный перегруз, физические перегрузки, приятные и противные действия вызывают одни и те же неспецифические реакции. Конкретно на не специфики стресс-реакций базирована фармацевтическая либо нелекарственная реабилитация людей, пострадавших от стресса.

Кроме стрессора и физиологической стресс-реакции, принципиальным нюансом в появлении стресса является оценка человеком ситуации, как стрессовой (Р.Лазарус). Станет ли стрессором некая ситуация либо нет – зависит от почти всех причин, в том числе от оценки человеком ситуации и собственных в ней способностей.

Р.Лазарус совместно с С.Фолкманом узнали, что стресс-реакции могут запускаться не только лишь настоящими событиями, да и вероятностными, т.е. теми, которые пока отсутствуют, но пришествия которых человек опасается.

Таковым образом, меж стрессовой ситуацией и стрессором находится некое состояние оценивания, исследования, чувственного напряжения. Это состояние может мотивировать человека на адаптацию, т.е. на стресс-реакцию. От дела человека к стрессору зависит и выраженность проявлений стресса.

Есть разные представления о стрессе и его воздействия на жизнь. С одной стороны, огромное количество приверженцев стресса высказывают представления о полезности стресса и его мотивирующем эффекте, с иной – молвят о нехорошем воздействии стресса на состояние и ресурсы человека. В научном смысле обе позиции верны – существует стресс с разным балансом обстоятельств и следствий, а конкретно эустресс (стресс, вызванные положительными чувствами либо несильным стрессором) и дистресс (разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека).

В понятие стресса включены разные нюансы причинно-следственных связей реакции человека на ситуацию. Для работы со стрессом определенного человека нужно целостное осознание парадокса – от общих и личных стрессоров и определенных проявлений стресс-реакции до личной рефлексии на тему обстоятельств стресса.

 

Богданова Ольга Николаевна

Вам также может понравиться...