В транзактном анализе создана концепция о сценарии жизни. Разные транзактные аналитики дают следующие определения:
1)Клод Штайнер: в сущности сценарий — это проект жизненного курса. Сценарий основан на решениях, которые принимаются ребёнком, учитывая всю информацию, доступную ему в данное время. Сценарий результат вынужденного, поспешного и одномоментного решения.
2)Ричард Эрскин: сценарий — жизненный план, основанный на решениях, принятых под давлением на каждой стадии развития, которые затормаживают спонтанность и ограничивают гибкость при решении проблем и во взаимодействиях с людьми.
3)Джеймс и Джонгвард: сценарий основывается на трёх вопросах, которые вовлекают идентичность человека и его судьбу: Кто Я? Что Я здесь делаю? Кто все другие?
"Решение" является техническим термином. Ребёнок принимает решения л своём сценарии без тщательного обдумывания, что свойственно взрослым людям при принятии ими решений. Самые ранние решения появляются в результате чувств и эмоций, задолго до того, как ребёнок научается говорить. Они также зависят от специфического способа тестирования реальности, свойственного одному ребёнку, и отличающегося от тех, которые используют взрослые люди.
Сценарий лежит вне осознания человеком.
Конечно в одной статье или одном посте невозможно рассказать все тонкости данной концепции, её части и опросники для прояснения жизненного сценария.
Сценарии бывают:
Счастливые, банальные и несчастливые (хамартические).
Счастливый сценарий — это сценарий победителя. То есть человека, достигающего поставленной перед собой целью легко, свободно и радостно.
Банальный сценарий — это сценарий не-победителя. Человека, который не побеждает, но и не проигрывает. Этот человек занимает золотую середину в реализации своих желаний. Что-то ему удаётся, что-то нет.
Хамартический сценарий в свою очередь делится на "сценарий без любви", "без радости" и "без ума". Из названия каждого ясно, чего не хватает в жизни человека. Правда сценарий "без ума" подразумевает наличие эндогенных психических расстройств у людей. К хамартическим сценариям можно добавить и концепцию о сценарных люках, то есть неблагополучных выходах человека из трудных жизненных ситуаций, но не об этом пост.
Ниже предлагаю ряд определённых вопросов для прояснения жизненного сценария:
Отвечайте на вопросы первыми, возникающими в голове мыслями.
1)Какая моя жизнь?
2)На что она похоже? (предложите метафору своей жизни)
3)Если бы ваша жизнь была художественным произведением, то чем бы это было? Книгой, фильмом, театральной постановкой и так далее?
4)Какое название этого произведения?
5)Кому вы хотите показать и кому её не покажите?
Также для расшифровки сценария используется исследование героя или героини.
Кто ваш любимый герой? Возможно, это персонаж детской сказки, а может быть герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может быть и реальный человек.
Начните с героя, который первым пришёл к вам в голову.
Представьте, что вы этот герой. Расскажите от первого лица свою жизнь. Опишите себя. Чем заканчивается ваша жизнь? Счастливая она или нет? Это жизнь победителя или проигравшего? Скучная или интересная? Расскажите о своих чувствах и переживаниях.
На первом этапе знакомства с жизненным сценарием, ответов, предоставленных вами, вполне достаточно для долгосрочной работы по коррекции неблагоприятных элементов вашего сценария.
Прилепский Никита Олегович
Источник: